Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Последняя карточка с фронта

Рубрика: В поселениях
09:58, 08 Ноября 2018

В семье главы Воронежского сельского поселения 75 лет хранят письмо погибшего на войне деда

Почтовую карточку от Павла Кононова, датированную июлем 1943 года, в семье Мацко из Воронежской хранят как последнюю весточку с фронта от погибшего деда. Фото: Ольга Белугина

В июле 1943 года бабушка Виктора Мацко получила от мужа Павла Кононова последнее письмо.

Скупые строчки

Оно пожелтело от времени и потерлось в местах сгиба. Письмо не похоже на традиционный фронтовой треугольник. Это почтовая карточка, которая складывалась словно книжечка или листок поздравительной телеграммы. На лицевой стороне портрет Дмитрия Пожарского и обращение Иосифа Сталина «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». А внутри десять строчек письма. Чернила выцвели от времени и некоторые слова в послании фронтовика уже трудно разобрать. Хорошо читается лишь одна фраза – обращение солдата к супруге «Нюся, почему пишешь мало?»

– Несмотря на то, что родители мамы были молодыми супругами, дедушка был скуп на ласковые слова, – говорит Виктор Мацко. – Вероятно, он понимал, что карточку прочтут цензоры и не пропустят никаких нежных слов. Поэтому в письме дед и был таким сдержанным на эмоции.

Сутки с семьей

Как рассказал глава Воронежского поселения, его дедушка и бабушка познакомились и поженились в городе Евлах, что под Баку, куда кубанская девушка приехала на работу. Там встретили войну, оттуда ушел на фронт ее супруг. У Павла Кононова была бронь, потому что он работал нефтяником. Но он пошел добровольцем. Через год после начала войны с маленькой дочуркой на руках бабушка Виктора Мацко вернулась в родную станицу поближе к родным. Но радость от встречи прошла быстро – Воронежскую оккупировали немцы. Долгие месяцы станичники жили в ожидании освободителей. Зимой 1943 года 223-я горно-стрелковая дивизия, в которой воевал Кононов, вошла в Воронежскую. Павел, зная, что жена и дочка находятся там, попросил командование повидаться с родными.

– По воспоминаниям бабушки ему дали всего сутки, – продолжает Виктор Мацко. – Он не выпускал из рук маленькую дочь: нянчил, купал ее, помогал укладывать спать. Словно чувствовал, что больше ее никогда не увидит.

Нашли могилу

Летом 1943 года от него придет последнее письмо. То самое, что Мацко хранят уже 75 лет. Павел Кононов погиб в боях за понтонную переправу на «Голубой линии». В хуторе Урма в Славянском районе на мемориале освободителям среди десятков фамилий есть и его имя.

– Мы долго не знали точное место гибели деда. Лишь в 1980-м я получил ответ на запрос о том, где он похоронен. Мама едва сдерживалась, когда мы впервые приехали к братской могиле в Славянском районе. Ведь от отца у нее ничего не осталось, кроме старой почтовой карточки с фронта.

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика