К работе в детской поликлинике Усть-Лабинской ЦРБ Надежда Сергеевна приступила месяц назад. Но наш город для нее не новый. Родилась Надежда в Грозном. Через шесть лет семья переехала в станицу Кирпильскую, а позже – в Усть-Лабинск, где будущий врач окончила гимназию № 5. Почему решила связать жизнь с медициной, любви к работе и отношении к детям, она рассказала корреспондентам «СН».
– Надежда Сергеевна, когда поняли, что хотите стать врачом?
– Всегда нравилась биология. Поэтому в старших классах выбирала профессию, которая была бы связана с этим предметом. Рассматривала варианты стать врачом или ветеринаром. Документы подавала в учебные заведения на обе специальности. Везде прошла, но выбрала Астраханскую государственную медицинскую академию. Хотелось заниматься врачебной деятельностью и помогать людям. Окончила педиатрический факультет, а в 2011 году – интернатуру. Сразу устроилась педиатром в приемное отделение областной детской клинической больницы Астрахани.
– С какими сложностями столкнулись как начинающий специалист?
– В областной больнице, как и везде, наблюдался дефицит кадров. Поэтому после студенческой скамьи пришлось окунуться в бешеный ритм работы – это и экстренные обращения, и тяжелые случаи в стационаре. Нужно было наблюдать таких детей, часто оставались как дежурные врачи.
Через год мне предложили отучиться на детского эндокринолога – не хватало специалистов. Два года - в ординатуре по детской эндокринологии, после чего осталась в отделении эндокринологии до 2020 года. Там и получила основной опыт.
– Чем занимается эндокринолог?
– Оценкой состояния здоровья ребенка, отслеживает функции эндокринной системы. Например, приходится выявлять нарушение углеводного обмена – гипогликемию, сахарный диабет. Нередко встречаются проблемы избыточного веса, заболевания щитовидной железы, случаи задержки роста. Оцениваю фосфорнокальциевный обмен, половое развитие ребенка – задержку или ускоренное.
– Чем детский эндокринолог отличается от взрослого?
– Это две совершенно разные специальности. У детей свои возрастные периоды, во время которых нормы могут сильно отличаться. У взрослых другая специфика, больше хронических заболеваний, таких как сахарный диабет второго типа, артериальные гипертензии – то, с чем у детей обычно не сталкиваемся.
– С кем сложнее – с детьми или взрослыми?
– Мне труднее со взрослыми, поэтому изначально специализировалась именно на работе с детьми. Акцент – на их особенности развития и физиологии. Хотя все равно со взрослыми контактируем, так как дети приходят на прием с родителями. Нужно донести до них информацию о состоянии здоровья ребенка, дать рекомендации, объяснить важность их соблюдения. Люди бывают разные, к каждому свой подход. Иногда приходят слишком тревожные матери или, наоборот, не придающие значения проблеме. Важно максимально доступно ответить на все волнующие вопросы, чтобы мама ушла спокойная и уверенная, что все под контролем.
– У Вас есть основные правила в работе?
– Главное – найти контакт с пациентом. Я человек эмпатичный, всегда стараюсь поставить себя на место маленького человека, проникнуться проблемой, внимательно осмотреть ребенка, выслушать все жалобы. На первом месте у врача должны быть человечность и желание помогать.
– А с родителями всегда удается найти контакт?
– За мою практику накопилось много и положительного, и негативного. Но стараюсь относиться ко всему нейтрально и просто качественно выполнять свою работу. Бывает, что человеку еще с порога почему-то не понравилась, хотя даже не было словесного контакта. Просто мама изначально пришла, настроенная на скандал. Разговариваешь с ней мягко, чтобы не обострять конфликт. Конечно, есть и пациенты, которые говорят «спасибо за ваш труд». Считаю, что нужно быть прежде всего доктором, независимо от того, сложился контакт с пациентом или нет. Нужно лечить ребенка, сделав максимум, что в наших силах.
– Почему вернулись на Кубань?
– Переехала в Усть-Лабинск в 2020 году по семейным обстоятельствам, в связи с рождением дочери. Хотела поменять климат. Устроилась в Детскую краевую клиническую больницу Краснодара, в диагностический центр. Но так как каждый день ездить в другой город тяжело, сейчас веду прием в усть-лабинской детской поликлинике, а в краевой – по совместительству.
– С чем обращаются чаще всего?
– Разницы в специфике заболеваний в сравнении с Астраханской областью не вижу. Когда работала в отделении, в основном были дети с избыточным весом, сахарным диабетом, направляли их на плановую и экстренную госпитализации. На приеме попадается больше редких и сложных случаев, которые требуют консультации с федеральными центрами. За пять лет столкнулась на Кубани с большим количеством интересных случаев, чем за 10 лет работы в отделении эндокринологии в Астрахани. Иногда встречаются настоящие «жемчужины» для медика. Например, редкие генетические заболевания или такие, с чем еще на практике не сталкивалась. Одно из них – несовершенный остеогенез, так называемая «хрустальная» болезнь, когда у ребенка с рождения происходят частые переломы.
– Что является прямым показанием для визита к эндокринологу?
– Если ребенок плохо растет, набирает лишний вес, становится вялым, наблюдаются выпадение волос, сухость кожи, увеличение в области шеи, то, конечно, надо показаться специалисту.
– Наблюдается ли какая-то тенденция в видах заболеваний?
– Растет количество пациентов с сахарным диабетом, нарушениями работы щитовидной железы, ожирением. Конечно, на состояние здоровья влияют экология, образ жизни, характер питания, отсутствие двигательной активности. В наше детство дети были более энергичны. Ведь они чаще проводили время на улице, а не у телевизоров и с телефонами. А сейчас даже пятилетние малыши сидят на приеме со смартфоном. Маме приходится просить его отложить и обратить внимание на доктора.
– С чем связан рост случаев ожирения?
– По статистике в 2019 году в Краснодарском крае было 66 тысяч человек с ожирением среди детей и взрослых. К 2024 году эта цифра достигла 93 тысяч. Причина в изменившемся образе жизни. Люди стали меньше ходить пешком, пользуясь личным автомобилем или такси. Появилось много доступных продуктов питания, содержащих быстрые углеводы – так называемые пустые продукты. Состав еды зачастую сомнительный.
– Помогает ли профессия Вам, как маме?
– Конечно. Ориентируясь в медицинских вопросах, проще отношусь к болезням дочери. Понимаю, что и как надо сделать, какому доктору показать ребенка, какие сдать анализы, на что обратить внимание. Медицина помогает не только в семье, а вообще в жизни.
– Как проводите свободное время?
– Мое главное увлечение – танцы. Еще в Астрахани пробовала разные направления, но больше всего понравился кизомба – социальный парный танец, родом из Африки. Кстати, на занятиях познакомилась со своим будущим мужем. У нас был преподаватель из Африки. Часто на тренировки к нему приходили друзья – парни и девушки из Африки. Среди них и Диполь, с которым иногда танцевали в паре, общались. По профессии он архитектор, а танцы и музыка его хобби. В России живет с 2017 года, как приехал на учебу.
Поженились мы в Усть-Лабинске 17 августа прошлого года. У нас подрастает дочь Диана. С родственниками из Конго увидеться пока не удалось, но приняли меня хорошо. Общаемся по телефону, правда, пока есть сложности из-за языкового барьера. Они говорят на французском. Серьезных отличий в семейном укладе нет. А вот кухня отличается. Муж предпочитает рис, овощи с мясом и острым соусом. Я люблю русскую кухню – картошку, борщ, к которому Диполь так и не привык. В целом же находим общий язык, работаем и развиваемся каждый в своей сфере. Иногда устраиваем семейные танцевальные вечера.
КСТАТИ
Прием Надежда Дианкодила ведет в детской поликлинике, которая временно располагается в здании роддома. График приема: понедельник – четверг – с 12:00 до 17:00.