Накануне профессионального праздника корреспонденты «СН» поговорили с начальником экспертно-криминалистической службы Отдела МВД России по Усть-Лабинскому району Татьяной Бугаевой, которая рассказала о тонкостях работы.
– Почему выбрали эту профессию?
– В экспертно-криминалистической службе районного ОМВД работаю с 2008 года, а возглавила ее в 2017-м. До того, как стать криминалистом, занимала должность инспектора по СМИ. Однажды начальник Отдела дал задание сделать репортаж о краже. На место преступления выехала вместе со следственно-оперативной группой. Там разговорилась с экспертом-криминалистом, которая и рассказала о специфике службы, упомянув, что в штат требуется сотрудник. Ей удалось настолько сильно заинтересовать работой, что по возвращении в Отдел написала рапорт на перевод.
– Чем занимаются специалисты в отделе криминалистики?
– Осматриваем место преступления, документируем все с помощью фото- и видеосъемки, помогаем дознавателям и следователям в изъятии и упаковке следов преступления, а также их фиксации в протоколе. В среднем осмотр места происшествия занимает от одного до трех часов. Следы преступления, например, отпечатки рук, пальцев, обуви, крови, слюны и волос, изымаем для изучения в специальной лаборатории.
– От чего зависит скорость поимки преступника?
– От слаженной работы всей следственно-оперативной группы. Задача криминалистов – собрать улики, а по приезде в Отдел закодировать их и сверить с имеющейся базой данных, чтобы дать ответ, удалось ли установить лицо, совершившее преступление. Поиск и поимка подозреваемого – задача оперуполномоченного уголовного розыска.
– Помимо профессиональных навыков должен ли эксперт-криминалист обладать еще и какими-то врожденными качествами?
– Быть внимательным и иметь логический склад мышления, чтобы не упустить мельчайшие детали на месте преступления, которые могут оказаться важными уликами. Еще одно качество, которое помогает криминалисту – это воображение. Он должен суметь представить, что делал злоумышленник, где мог оставить следы, чтобы определить, где еще искать доказательства.
– Бывает ли, что на месте преступления нет следов?
– Преступники всегда оставляют улики, как бы ни продумывали свои действия. Лишь когда кто-то пытается имитировать преступление, следов можно не найти. Обычно подобное происходит, когда потерпевший заявляет о якобы краже имущества, которое было застраховано, чтобы получить от государства выплаты. Но на такие уловки ни криминалисты, ни сотрудники уголовного розыска не попадаются.
– Отличаются ли мотивы преступления, к примеру, убийства, у женщин и мужчин?
– У женщин мотивом для убийства чаще выступпает ревность, у мужчин – бытовые ссоры в ходе распития спиртных напитков.
– Не зная, кто убийца, можно ли определить пол преступника?
– По характеру преступления точно нет, только по оставленным следам – отпечаткам пальцев, рук и ног.
– Какой случай из практики запомнился, почему?
– Когда преступники тщательно продумывали свой план, а «погорели» на мелочах. В хуторе Братском из банкомата похитили деньги. Злоумышленники работали в перчатках, видеокамеру заклеили скотчем, а кассеты, на которых велась запись, выбросили. Выйти на след удалось по найденному окурку сигареты с биологическим следом одного из них. Кассеты, кстати, тоже удалось найти и восстановить. Важные улики находились в нескольких метрах от места преступления.
Поражают преступления, в которых злоумышленник действует хладнокровно. Молодой человек заявил о пропаже своей матери, которая, с его слов, вышла из дома и не вернулась. Когда приехали на место, на одежде сына пропавшей увидела мелкие капли крови, но не придала большого значения. Возможно, потому что это было одно из первых моих дел. Принялись сразу же разыскивать женщину – полицейские с собаками пошли в одну сторону, я – в другую. В огороде нашла простынь, развернула и увидела много крови. Найденное показала коллегам. Молодой человек стал сразу оправдываться, мол, с матерью забивали птицу. Но я заподозрила, что кровь была человеческой, и к разговору с парнем подключились оперативники. Он рассказал, что, поссорившись с матерью, нанес ей несколько ударов кувалдой. Тело женщины выбросил в туалет. Поразила не только жестокость преступления, но и то, что сын так и не раскаялся в содеянном. При этом в колледже он учился хорошо и характеризовался положительно.
– Как отработало подразделение в 2021-м?
– За прошлый год мы дали 34 положительных ответа по следам рук и четыре – по следам обуви, что помогло раскрыть преступления.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
По первому образованию я химик. Окончив университет в Ростове-на-Дону, вернулся в Усть-Лабинск. Предложили работу в экспертно-криминалистической службе в районном ОМВД. Пришлось еще подучиться, окончить юрфак. Но работа того стоит.
Павел Гапонов, эксперт
Со школьной скамьи увлекалась чтением книг по криминалистике и психологии. Не было никаких сомнений, что стану полицейским. Окончив юридический университет в 2017 году, сразу устроилась на работу в экспертно-криминалистическую службу районного ОМВД.
Юлия Коледа, эксперт
Устьлабинка Наталья Любчук – о путешествии по городам России
08:00 05.07.25