Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Хореограф из Железного Андрей Сероштанов передает молодежи собранный от старшего поколения фольклор

Рубрика: Образование
12:04, 20 Февраля 2024

Танец сопровождает Андрея Александровича всю жизнь. После окончания Северского культпросветучилища и службы в армии он работал в Доме культуры родного хутора. Затем четыре года выступал в знаменитом ансамбле песни и танца «Кубань» усть-лабинского колхоза «Кубань». После распада коллектива перешел в школу № 7 станицы Воронежской, где вел ритмику.

Танцы – в наследство

С 2008 года Андрей Сероштанов работает в Центре творчества «Созвездие», где руководит детским танцевальным коллективом «Каблучок». Помимо хореографии и ритмики всегда уделял внимание таким танцам, как краковяк, полька-бабочка и тустеп и другим малознакомым современным школьникам вариациям. Педагог убежден, что в старинных танцах сосредоточена народная мудрость. И прививать к ней интерес надо с детства, передавать традиции старших поколений через танцевальные движения.

– С детства, как и все хуторские дети, часто наблюдал за танцами взрослых на свадьбах и праздниках, подмечал движения. Особенно интересно было смотреть, как танцуют пожилые женщины. Казалось бы, простые и незатейливые движения, но что-то было в этом притягательное и захватывающее. Так и вошло в душу желание изучать, пробовать самому и сохранять народный танец, – рассказывает Андрей Сероштанов. – А если его еще и исполняют дети, то это основа основ нашей родной культуры. Когда был мальчишкой, на нашей улице в Железном жила директор Дома культуры Александра Ивановна Воротникова. Именно она собрала первый состав бабушек для выступления на сцене. Было это примерно в 1974 году. Вначале их было семь человек, потом осталось трое. Неизменным баянистом был Иван Алексеевич Опенько. Продолжила эту работу хормейстер Любовь Ивановна Мостовая в 1976-1977 году.

Когда Сероштанов окончил училище, отслужил в армии и вернулся в родной хутор, загорелся идеей возрождения танцевального фольклора уже как профессионал. В 1985 году на базе ДК в Железном был собран фольклорный коллектив «Хуторяне». В его состав вошли участники преклонного возраста, охотно исполнявшие танцы и песни, которые им передали в наследство деды и прадеды.

– Однажды поехали с агитбригадой на колхозное поле, где шла уборочная страда. И бабушки исполнили для хлеборобов польку-бабочку. На фоне заходящего солнца это смотрелось очень эффектно, – вспоминает хореограф. – Предложил им собираться танцевать на регулярной основе. Хуторянки с радостью согласились и показали мне старинные танцы. Например, галоп, который сейчас уже никто не станцует правильно. Любопытно, что в каждом хуторе или станице пели и танцевали по-разному.

Фольклорная группа Железного, исполняющая старинные песни, сформировалась еще в 1970-е годы. Но в 1987-м из нее выделились те, кто желал танцевать, отмечает Андрей Сероштанов:

– Бабушки показывали мне танцы, но их названия не знали. Например, выйдут в платочках на танцпол, да как закружатся в фокстроте – как в телепередачах.

Возрождая культуру

Большинства хуторянок – хранительниц народных танцев – уже не осталось в живых. Но то, что они успели передать молодежи, Андрей Александрович старается сохранить. По словам педагога, постановка уникальных старинных танцев именно с теми движениями, которые когда-то заимствовали из поколения в поколение наши прабабушки, сегодня большая редкость. Да и собирателей танцевального фольклора на всю Кубань единицы.

– Поэтому начал ставить такие танцы с детьми. Не каждый этим интересуется, кто-то считает, мол, зачем жить прошлым. Но без прошлого нет и настоящего, – уверен Андрей Сероштанов. – Разучиваем с ребятами в «Созвездии» и на базе школ старинные танцы – плясовую «Барыня», тустеп, ветреную, галоп, польку-бабочку, краковяк, вальс «Пара за парой», «Цыганочку-сербияночку», лезгинку и другие. Детям объясняю, что не обязательно стать профессиональным танцором. Важно хотя бы знать и помнить движения. У участниц коллектива «Хуторяне» они были простыми. Допустим, вальс: четыре подставных шага в одну сторону, четыре – в другую, в конце покружились. Все кубанские танцы заканчивались кружением. Радует, что сейчас идет возрождение казачьих обычаев и культуры, меняются приоритеты. Народный танец становится все более популярным. А значит, и традиции продолжают жить.

 


Состав группы, принимавшей активное участие в возрождении фольклора под руководством Андрея Сероштанова: Фекла Савчук, Анна Сенина, Екатерина Секачева, Мария Левченко, Илья Ковалев, Любовь Гостева, Алексей и Анна Аверьяновы, Яков Саенко, Ольга Галиченко, Мария Минчакова, Варвара Семенова, Евгения Разинько, Надежда Горлова, Антонина Езубова, Тамара Давыдова, Александра Воротникова.

Музыкальное сопровождение: Иван Опенько, Сергей Лунев, Николай Черников.

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика