В Усть-Лабинском районе осталось всего два храма дореволюционной постройки, но первоначальный облик сохранился только у одного из них – церкви Рождества Богородицы в станице Воронежской. Как уцелел дом божий в годы почти тотального атеизма, корреспонденты «СН» выясняли вместе с настоятелем храма протоиереем Виталием Бабичевым.
Чтобы рассказать достоверную историю храма, обратились к книге краеведа Николая Титовского. Как пишет автор, решение о строительстве нового храма вынес станичный сход по инициативе атамана Сергея Русанова и выборных казаков в 1909 году. В то время население хуторов и станиц Кубани росло, и старые храмы не вмещали в себя всех прихожан, поэтому строительство новых церквей было массовым.
– Место, где будет располагаться будущий храм, подбирали тщательно – станичники хотели, чтобы церковь было видно «со всех уголков» Усть-Лабинского района. В итоге решили, что храм будет стоять в центре станицы на месте бывшего выгона для скота, потому что оно возвышалось над всей округой, – рассказал настоятель храма отец Виталий. – Не зря о церкви Рождества Богородицы говорят, что она стоит «на семи ветрах». По сей день купола храма можно увидеть за пределами Воронежской.
Начало строительства церкви в Воронежской было положено в 1911 году, а закончилось уже в период Первой мировой войны – в 1915 году. Храм строили исключительно на общественные средства и пожертвования частных благотворителей. Как отметил священник, кто не мог копейкой помочь, выручали другим. Например, женщины несли куриные яйца для раствора, зная, что они придают большую прочность штукатурке. Каждый станичник стремился внести собственный вклад в возведение нового храма.
Когда к власти пришли большевики, целью которых было полностью искоренить религию в стране, потому что она была несовместима с марксистской идеологией, на Кубани храмы все равно продолжали работать. Антирелигиозные кампании проходили и в регионе – священников расстреливали, храмы закрывали, реликвии и утварь уничтожали, но все равно в районах оставалась хотя бы одна действующая церковь.
– Перерыв в богослужениях в церкви Рождества Богородицы наступил в 1933 году из-за массового голода в стране, но уже в конце 1934 года служба в церкви возобновилась. Повторно храм закрыл двери для прихожан в 1962 году, когда в стране пошла «вторая волна» богоборчества. Только 27 лет спустя церковь в Воронежской снова открылась, – рассказал отец Виталий. – Когда в стране одна за другой уничтожали храмы, сохранение нашего, воронежского, можно назвать чудом.
Возможно, станичный храм постигла бы та же участь, если бы не находчивость местного жителя. По воспоминаниям старожилов, мужчина предложил не разрушать здание, а определить его под зернохранилище. Так и поступили, благодаря чему здание церкви уцелело.
К сожалению, установить имя станичника не удалось. Поэтому и истинные мотивы мужчины, вера в Бога или простая хозяйственность, так и остались тайной.
Благодаря стараниям настоятеля Усть-Лабинского храма Преподобного Сергия Радонежского Леонида Черных и местных жителей в 1988 году храм в Воронежской вновь открылся. Здание очистили от мусора, вывели плесень, отремонтировали ступени и кровлю. В 1989-м начались регулярные службы. Вернулись в храм и некоторые святыни.
– Перед закрытием в 1962 году прихожане разобрали часть икон по домам, чтобы реликвии не погибли. Когда возобновились богослужения, иконы вернули, – рассказал отец Виталий. – В 2020 году перед началом пандемии в храм принесли еще одну икону – «Покрова Пресвятой Богородицы». Она хранилась в доме жительницы Усть-Лабинска более 60 лет. Привез церковную реликвию внук той женщины, рассказав, что бабушка выкупила икону у мужчины, который вез церковную утварь на уничтожение.
Колокольня церкви Рождества Богородицы пустовала с 1937 года. Уничтожить звонницу приняли решение тогдашние власти.
– Когда коммунисты и комсомольцы поднялись на колокольню, часть колоколов сбросили с помощью веревок на землю сразу, а вот колокол-благовест не проходил в оконный проем – его начали разбивать кувалдой, – рассказал священник. – Станичники, взиравшие на это, опускались на колени и крестились. Тишину нарушил грохот. Колокол сорвался с веревок и разбился о землю. Позже его оттащили трактором к железнодорожной станции.
Все колокола отправили на переплавку, а один из них, самый маленький, еще некоторое время «работал» – извещал об отправлении и прибытии поездов на станции «Варилка». Новые колокола появились на храме Рождества Богородицы в 2004 году. Их отлили на средства благотворителей.
Взглянуть на звонницу поднялись вместе с настоятелем храма. В колокольне отец Виталий рассказал о видах православного звона – благовест, перебор и трезвон.
– Благовест возвещает благую весть о начинающемся богослужении. Перебор – погребальный звон. Его звонарь производит тогда, когда умершего после отпевания в храме, увозят на кладбище, – рассказал священник. – Трезвон выражает христианскую радость и производится в наиболее торжественные моменты и праздничные дни службы в храме. На Пасху, по традиции, позвонить в колокола может любой желающий, даже ребенок. Но колокольня находится высоко, подниматься нужно по старинной железной винтовой лестнице, и многие ребята на это не решаются.
Бьет в колокол звонарь. Всего в храме помимо священника трудится восемь человек – два пономаря, также исполняющих обязанности звонарей, две работницы церковной лавки, три охранника и уборщица. Профессионального хора в храме нет, но по выходным и в церковные праздничные дни на клиросе поют несколько прихожан-добровольцев.
Виталий Каранюк отметил юбилей
08:00 26.01.25