Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Рассказываем, кто стоял у истоков появления Усть-Лабинского педучилища и что предшествовало его открытию

Рубрика: История
11:15, 25 Января 2021

В 2020 году Усть-Лабинское педагогическое училище отметило свой 90-летний юбилей. В 1999-м оно, сменив статус, стало называться социально-педагогическим колледжем, что позволило значительно расширить перечень специальностей, которые необходимы сегодня в современном обществе. За почти вековую деятельность одно из старейших на Кубани учебных заведений выпустило около 15 тысяч специалистов. Но сегодня разговор пойдет не о выпускниках и преподавателях педучилища, а о его истоках.

Подготавливая кадры

Слава Усть-Лабинского педучилища разлетелась далеко за пределы Кубани и Российской Федерации. Его грамотных и талантливых выпускников с радостью принимали в школах бывших союзных республик нашей громадной Родины. География педучилища обширна: Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Сибирь, Дальний Восток, Дагестан, Чечня… И отовсюду в адрес преподавателей и администрации шли благодарные положительные отзывы. Среди выпускников педучилища много политических деятелей, руководителей учреждений народного образования, докторов и кандидатов наук, преподавателей институтов и техникумов, отличников просвещения, заслуженных учителей Российской Федерации и просто замечательных школьных учителей, которые всю свою душу и все свои обширные знания отдавали детям.

Однако вернемся в 30-е годы XX века. Руководство молодой советской республики, государства, которое с 1924 года начало именоваться СССР и которое порвало с царской неграмотностью и отсталостью и активно начало осуществлять индустриализацию всей страны, приступает к реализации плана всеобщего образования.

В связи с этим XVI съезд ВКП(б), ЦИК и Совнарком СССР принимают закон «О всеобщем обязательном начальном образовании» детей с 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы. Это было 14 августа 1930 года.

Остро встал вопрос о подготовке учительских кадров. По всей стране открываются средние специальные учебные заведения – педагогические техникумы (позже – педагогические училища). На Кубани в 1930-м, согласно статистическому справочнику «Народное хозяйство Северного Кавказа» за 1932 год, уже были открыты или только открывались следующие педагогические учебные заведения:

педагогический техникум в Армавире (школьное отделение);

агропедагогический техникум в станице Абинской (школьное отделение);

педагогический техникум в станице Брюховецкой (школьное отделение);

педагогический техникум имени Кима в Ейске (школьное отделение);

педагогический техникум в Краснодаре (школьное русское, украинское, греческое и дошкольное отделения);

художественно-педагогический техникум в Краснодаре (школьное и политпросветское отделения);

педагогический техникум в Кропоткине (школьное отделение);

агропедагогический техникум в станице Каневской (школьное отделение);

педагогический техникум в Новороссийске (школьное и дошкольное отделения);

педагогический техникум в станице Усть-Лабинской (школьное отделение).

В Усть-Лабинскую  – за образованием

На 1 ноября 1930 года в Усть-Лабинском педагогическом техникуме было 28 учащихся, из них: 14 женщин, 10 членов ВКП(б) и ВЛКСМ, четыре представителя национальных меньшинств, восемь рабочих. Преподавателей было семь человек. Прием в 1930 году, составивший 28 человек, произведен только в одну подготовительную группу школьного отделения.

Почему же педагогический техникум был открыт именно в станице Усть-Лабинской? Причины на это были. Учебные заведения, как правило, всегда возникали в крупных населенных пунктах, куда из небольших станиц, хуторов и поселков стремились молодые люди, чтобы получить образование и устроить дальнейшую жизнь. Усть-Лабинская в силу своего географического положения находилась в центре густонаселенного района края. Вокруг располагались станицы Ладожская, Воронежская, Некрасовская, Кирпильская и Восточная, в которых насчитывалось по нескольку тысяч жителей. Поблизости, в 16 километрах, находилось большое село Красногвардейское, в 48 километрах – станица Динская, в 47 километрах – Тбилисская. Кроме того, рядом были крупные районные центры: станицы Кореновская (40 км), Белореченская (60 км) и город Кропоткин (70 км). То, что станица Усть-Лабинская стояла на пересечении нескольких транспортных путей, а рядом проходил ставропольский тракт, со временем превратившийся в крупную магистраль «Краснодар – Кропоткин», наличие автомобильного сообщения с Майкопом, Курганинском, Кореновском и Ростовом (через Выселки) и, наконец, железная дорога «Екатеринодар – Кавказская», являвшаяся важным средством сообщения населения станицы с другими городами страны, – все это способствовало тому, что педагогический техникум уже в 1930-е годы был популярным среди молодежи, производил большой набор абитуриентов и имел конкурс.

В борьбе за духовность

Но самой важной предпосылкой для открытия техникума послужил тот исторический факт, что в станице Усть-Лабинской с 1896 года существовала церковно-приходская второклассная местная мужская учительская школа, которая в 1907-м была преобразована в церковно-приходскую второклассную женскую учительскую школу. Она готовила учителей для церковных школ до 1917 года. При этом учреждении была домовая церковь имени Святого Алексия Митрополита Московского Чудотворца. Для справки: церковно-приходские школы – это принципиально новые учебные заведения в истории народного образования России, возникшие в XIX веке.

Второклассные и церковные учительские школы готовили учителей для церковных школ грамоты. В условиях разрастающегося революционного движения, либеральных общественных настроений главной идеей, положенной в основу формирования церковно-приходских школ, открытых при храмах в станицах и селах, было сделать церковь решающей силой в деле воспитания подрастающего поколения, а нравственные ценности православия – основой духовной жизни народа. Святейший Синод обратил свое внимание на начальную школу, имея в виду то, что для основной части населения страны она являлась и конечной ступенью образования, на которой закладывались мировоззренческие представления юных граждан. Активное развитие церковно-приходского образования увеличило потребность в учительских кадрах.

Они были первыми

Кроме духовных семинарий и женских епархиальных училищ стали открываться специально созданные педагогические заведения: второклассные церковно-приходские учительские и церковно-учительские школы. Резолюцией Преосвященнейшего Агафодора на журнальном постановлении Ставропольского Епархиального училищного Совета священник Александр Яковлевич Донецкий с 16 сентября 1896 года был утвержден в должности заведующего и законоучителя во вновь открытой местной Усть-Лабинской второклассной церковно-приходской мужской учительской школе и образованной при ней образцовой школе грамоты. Обязанности эти он нес до 1 января 1909 года. В клировых ведомостях Ставропольской епархии за 1912 год имеются подробные сведения о первом руководителе учительской школы. Священник Александр Донецкий происходил из духовного звания – сын диакона. Окончил в 1884 году курс наук в духовной семинарии по второму разряду. После окончания учебного заведения служил священником и законоучителем в станицах Терской области. В 1889-м перемещен на вакантное священническое место к Никольской церкви станицы Усть-Лабинской. В том же году с сентября месяца он был назначен заведующим и законоучителем женской церковно-приходской школы, которую официально открыли в Усть-Лабинской 2 мая 1885 года. С 1896-го, возглавив второклассную учительскую школу, одновременно служил заведующим и законоучителем в открытой им же воскресной школе, и службу эту нес до 1900 года.

Кроме того, он являлся членом благочиннического комитета о бедных духовного звания и членом Кавказского отделения Ставропольского училищного Совета, состоял законоучителем в иногороднем министерском училище станицы Усть-Лабинской, а с 1907 года служил законоучителем Усть-Лабинской женской гимназии. Около 30 лет священник Александр Донецкий посвятил педагогической деятельности, из них почти четверть века в станице Усть-Лабинской.

Вторым заведующим Усть-Лабинской местной второклассной уже женской церковно-приходской учительской школы, по данным государственного архива Ставропольского края, с 1 ноября 1908 года Его Высокопреосвященством Преосвященнейшим Агафодором утвержден священник Иоанн Александрович Сальский из духовного звания. Он прослужил в этой должности до 15 октября 1912 года.

Третьим заведующим и законоучителем местной второклассной церковно-приходской женской учительской школы и при ней одноклассной школы грамоты Его Высокопреосвященством Преосвященнейшим Агафодором был утвержден священник Алексей Григорьевич Богданов.

История – в подлинниках

Теперь о самой школе и ее учениках и ученицах. В государственном архиве Краснодарского края имеется подлинное свидетельство (с живой синей печатью) об окончании Усть-Лабинской второклассной церковно-приходской мужской учительской школы, выданное на имя Василия Ивановича Хламова, сына мещанина Ивана Хламова Владимирской губернии города Вязники, о том, что он обучался в данной школе с 1901 по 1904 год и удостоен Советом школы звания учителя школы грамоты.

В документе выставлены оценки по следующим дисциплинам: закон Божий, церковная история общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география и сведения о явлениях природы, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные и практические сведения по гигиене, чистописание – всего 12 предметов. Отсутствовали такие дисциплины, как физика, естествознание, алгебра, русская словесность. Таким образом, второклассные школы уровню среднего образования не соответствовали.

Весь курс обучения во второклассной учительской школе был трехгодичным. Педагогические знания и навыки учащиеся получали на третьем году обучения, кратко изучая педагогику и вопросы теории образования. Затем освоение дидактических приемов закрепляли на практике в образцовой школе грамоты, которая входила в состав второклассной учительской школы. На глубокое изучение педагогики, истории педагогики, психологии и других смежных дисциплин времени не хватало. Трехлетний курс обучения, включавший и одногодичный учительский курс, в конце 90-х годов XIX века давал низкий уровень подготовки специалиста: учительские двухклассные школы не имели ни достаточного времени для погружения в учебные дисциплины, ни детальных программ, ни специальных учебных пособий, ни жестких требований, предъявляемых к выпускникам. Предполагалось, что возможность стать учителем школы грамоты получали молодые люди и девушки 15-17 лет, которые сами учились всего шесть лет, предварительно окончив церковно-приходскую школу.

В Ставропольском государственном архиве имеется дело учителя Усть-Лабинской церковно-приходской учительской школы. Это удостоверение, выданное Виталию Семеновичу Валяеву о том, что он был учителем этой школы. Документ подписан членами педагогического совета 8 октября 1903 года: председателем Совета школы священником Александром Донецким и членами Совета - старшим учителем Михаилом Барыкиным, учителями Петром Медяником и Николаем Острогорским. Надо полагать, что это и есть весь педагогический состав школы.

Подтверждая квалификацию

В Краснодарском государственном архиве имеются документы, свидетельствующие, что выпускники мужской второклассной церковно-приходской школы работали учителями в станице Усть-Лабинской. Так, в 1914 году заведующим во втором Усть-Лабинском станичном одноклассном смешанном начальном училище с 1910 года работал Прокопий Никифорович Данилов, из казаков, окончивший Усть-Лабинскую церковно-приходскую учительскую школу. Право по образованию получил, сдав экзамен на учителя первого класса. Напомним, что выпускники второклассной учительской школы имели право преподавать только в церковных школах грамоты с двумя годами обучения. Право на учительское звание и дальнейшую педагогическую деятельность можно было получить, сдав экзамены на учителя первого или второго класса или окончив другое педагогическое учебное заведение, а также регулярно обучаться на курсах повышения квалификации.

В 1907 году Прокопий Никифорович прошел общеобразовательные курсы в Москве. Жалование получал 420 рублей в год, квартирные – 120 рублей, прислужные – 60 рублей, на отопление и освещение – 84 рубля. Ему было 33 года, жене – 24, отцу – 58 лет.

В этом же 1914 году заведующим Усть-Лабинским иногородним станичным одноклассным мужским начальным училищем был Трофим Иванович Григоренков, из казаков, закончивший Усть-Лабинскую второклассную учительскую школу. Право на образование имел, сдав экзамен на учителя первого класса. В учреждении работал с 1911 года. Был на учительских курсах в станице Усть-Лабинской в 1900 году, получил пособие в размере 16 рублей для обучения. Жалование заведующего составляло 420 рублей в год, квартирные – 120 рублей, прислужные – 60 рублей, на отопление и освещение – 84 рубля. Трофиму Ивановичу было 32 года, жене – 33 года, дочери – 11 лет.

Зарождение династии

Также в Усть-Лабинском иногороднем станичном одноклассном мужском начальном училище с 1904 года работал Василий Иванович Хламов, чье свидетельство об окончании Усть-Лабинской учительской школы было проиллюстрировано выше. Он был вторым учителем. Для получения права на работу сдавал экзамен на учителя второго класса. Жалование получал 360 рублей в год, квартирные – 120 рублей, на отопление – 84 рубля. Вел третий класс, в котором обучалось 19 человек. В 1914 году ему было 27 лет, не женат. В Кубанском календаре за 1916 год есть сведения, что Василий Иванович продолжал служить, но уже в должности заведующего в этом же Усть-Лабинском иногороднем одноклассном станичном мужском начальном училище.

С 1911 года третьим учителем в училище работал Петр Семенович Ворнашенко, из казаков, тоже выпускник Усть-Лабинской учительской школы. Право на преподавание получил, сдав экзамен на учителя первого класса. Кроме этого он был на учительских курсах в станице Усть-Лабинской в 1900 году, в Екатеринодаре – в 1901 году, в слободе Сергиенко-Майкопского отдела – в 1902-м и в Анапе. Курсы повышения квалификации проходил практически ежегодно.

В Кубанском календаре за 1916 год есть сведения, что Петр Ворнашенко работал заведующим в Усть-Лабинском втором одноклассном станичном начальном училище. В 1918-1919 годах Петр Семенович был учителем в Усть-Лабинском первом смешанном одноклассном училище. Ему в это время было 36 лет, стаж работы учителем – 19 лет. Он имел жену и троих детей.

В клировых ведомостях Государственного архива Ставропольского края за 1913 год имеются сведения о Стефане Иосифовиче Волике, родоначальнике усть-лабинской педагогической династии Воликов. С января 1908-го до октября 1912 года Стефан Иосифович состоял учителем пения при местной второклассной женской церковно-приходской учительской школе. С 1913 года в возрасте 29 лет работал учителем пения в Усть-Лабинском железнодорожном двухклассном смешанном начальном училище второго инспекторского района Екатеринодарского отдела Кубанской области. В Кубанском календаре № 3 за 1916 год в станице Усть-Лабинской по учебному ведомству значилась Усть-Лабинская женская гимназия, где учителем пения работал Стефан Волик. В 1919 году, будучи псаломщиком местной церкви, он служил преподавателем пения в Усть-Лабинском высшем начальном училище.

Широкая география

Подтверждением того, что Усть-Лабинская второклассная церковно-приходская учительская школа работала до 1917 года, являются архивные документы: дело о приеме Дарьи Данильченковой, фотография Лидии Москалевой, датированная 1916 годом, и сведения о Матрене Колесник.

Так, в Государственном архиве Краснодарского края найдены документы о том, что в Кирпильском одноклассном смешанном училище второго инспекторского района Екатеринодарского отдела Кубанской области в 1916 году работала учительницей Матрена Петровна Колесник, из казачек, окончившая Усть-Лабинскую второклассную церковно-приходскую учительскую школу в 1915 году и сдавшая экзамен на учителя первого класса. Жалование получала 492 рубля в год.

Таким образом, документы Ставропольского и Краснодарского архивов свидетельствуют о том, что в станице Усть-Лабинской с 1896 по 1917 год функционировала второклассная учительская школа, выпускники которой трудились как в школах Усть-Лабинского района, так и в других районах края, как, например, Анфиса Лях, родная тетя Леонида Михайловича и Евгения Михайловича Воликов, приехавшая на учебу из станицы Уманской и вернувшаяся обратно после окончания Усть-Лабинской церковно-приходской учительской школы. Всю свою жизнь Анфиса Яковлевна работала учительницей в своей родной станице.

Юлия Лось, директор Усть-Лабинского педучилища в 1987-2008 гг.

 

Юлия Лось
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика