– В советское время к проведению каждой демонстрации относились с большой ответственностью, и первомайская не была исключением, – вспоминает фотокор газеты «Сельская новь» Сергей Стрелко, проработавший в издании 21 год. Это было всегда торжественно, по-весеннему красиво и непременно весело.
Трудовую биографию Сергей Стрелко начал в газете в 1976 году в качестве водителя. Главный редактор – тогда Виктор Иванович Старостин – попросил сделать для газеты несколько снимков. А спустя год предложил перейти на должность фотокорреспондента.
Мотаясь по полям района, много общался со своими коллегами из центральных изданий. Именно они посоветовали перейти с обычной фотопленки на более качественную кинопленку А-2, которая использовалась как для съемки кинофильмов, так и аэрофотосъемки. Она позволяла получать качественные снимки в самых разных условиях. Сергей Петрович доставал большие бухты кинопленки, а потом нарезал сам и заправлял в катушки пленку необходимой длины. Если стандартная была рассчитана на 36 кадров, то из киношной получалось 40-45 кадров, что увеличивало производительность.
Фотодело начинал осваивать, работая с фотоаппаратами «ФЭД», потом позже появился зеркальный «Зенит», а затем у одного из коллег удалось купить высококачественную немецкую «Практику», которую выпускали в ГДР. Для повышения образования отучился на факультете фотожурналистики при Союзе журналистов СССР.
К Первомаю готовился основательно: заряжал два фотоаппарата, готовил с собой катушки с пленкой. Чтобы получить хороший результат, необходимо было отснять пять пленок. В праздничном номере газеты требовалось опубликовать минимум шесть фотоснимков с демонстрации.
– Задача стояла непростая, – рассказал Сергей Стрелко. – Поскольку все демонстрации были однотипными, от меня требовалось найти что-то интересное, особенное – радостные лица, семьи с детьми, запечатлеть эмоции.
На демонстрации выходила вся редакция. Одни выполняли ответственное задание, а свободные от работы вместе со всеми горожанами шли в праздничной колонне с транспарантами, красными флагами и воздушными шарами.
Сама газета, как печатный орган, пользовалась в то время огромным авторитетом, но не обходилось и без эксцессов. Однажды на демонстрации Сергея Стрелко не хотел пропускать дежуривший милиционер, и ни уговоры, ни удостоверение на него не действовали. Задание редакции оказалось под угрозой срыва, следовательно, и весь праздничный номер «Сельской нови» мог не выйти в свет. Но журналистская находчивость и смекалка сделали свое дело. Прорваться к месту съемки удалось вовремя, задание было выполнено. Жаловаться на милиционера Сергей Петрович не стал, так как того могли запросто уволить.
Сразу после демонстрации, когда уже все дружными компаниями шли гулять и отмечать праздник, фотокор со всех ног бежал в редакционную фотолабораторию, чтобы проявить все отснятые пленки и напечатать фотографии.
Особый шарм демонстрациям придавало появление мотоциклов у милиции, они торжественно проезжали во главе колонны. А с появлением команды по мотоболу количество мотоциклистов, принимавших участие в демонстрациях, увеличилось.
Лишь отгремел Первомай, как не за горами жаркая страда, и надо гоняться по полям за передовиками. В пыли, в жару механизаторы, работающие на комбайнах, раздевались по пояс, спасаясь от перегрева. Но при этом их требовалось снимать для парадного фото чуть ли не в белой рубашке. По рассказам Сергея Петровича, ему нередко приходилось отдавать механизатору рубашку со своего плеча, чтобы сделать нужный снимок. Все быстро, бегом, ведь механизатору простаивать нельзя, надо выполнять не просто план, а взятые на себя обязательства социалистического соревнования. А иначе, какой же он передовик.
В союз журналистов СССР Сергей Стрелко вступил третьим по счету в Краснодарском крае фотокором. К тому времени было опубликовано несчетное количество снимков. После 15 лет работы фотокором Сергей Петрович перешел на должность заместителя редактора по общим вопросам. Организовал работу мини-типографии при редакции газеты, а спустя еще какое-то время стал директором типографии, для чего получил еще и юридическое образование. Итого, непосредственно в редакции 21 год работы, в типографии еще 15 лет. Насыщенная жизнь и каждодневная работа оставили множество воспоминаний самого разного толка. Сергей Петрович может долго и интересно рассказывать, удивляя крепкой памятью, ярким языком и живостью речи.