История машинно-тракторной станции, которую впоследствии реорганизовали в Сельхозтехнику – это пример становления одного из самых мощных районных предприятий аграрного сектора. Взаимодействие колхозов и МТС было особой формой производственного сотрудничества, соединения города и села. Уникальность такого сотрудничества в том, что машинно-тракторная станция не только обслуживала сельхозтехнику, но и создавала весь хозяйственный комплекс колхозов, работая на их развитие.
Усть-Лабинская МТС была образована одной из первых в стране. Осенью 1929 года, когда индивидуальные крестьянские хозяйства начали активно объединяться в коллективные, остро встал вопрос наличия техники для обработки пашни. Но пережившая Первую мировую и Гражданскую войны страна, не могла в одночасье обеспечить рождавшиеся колхозы не то что тракторами, большой удачей было наличие в хозяйствах лошадей. Лишь в конце 1920-х на полях района появились первые импортные «Фордзоны». На момент создания в МТС было всего два отечественных трактора «Интернационал» на 35 колхозов с общей площадью пашни 62 тысячи гектаров. А уже через год в технопарке было около 70 тяжелых машин.
В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.
Коллективные хозяйства набирали мощь, и в середине 1930-х уровень механизации сельского хозяйства в районе достиг 70-80 процентов. Урожайность зерновых медленно, но неуклонно повышалась. Повсеместно разворачивалась борьба за получение 100-пудовых урожаев. В 1936 году Усть-Лабинская МТС стала победителем Всесоюзного конкурса на лучшую машинно-тракторную станцию и завоевала право быть участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Еще трижды до войны коллектив предприятия был удостоен такой чести. К сожалению, до наших дней не дошли имена тех, кто вел в те годы МТС к вершинам трудовой славы. Но сохранились воспоминания бывшего агронома колхоза «Кубань» Федора Красиева, который в 1939 году начал трудовую деятельность в МТС. В книге, изданной к 80-летию предприятия, процитированы слова агрария: «Директор МТС направил меня на курсы комбайнеров, где изучал зерноуборочную технику. После экзаменов стал работать на прицепной машине «Сталинец-1». Дисциплина в МТС была высокая. Это и стало составляющим больших намолотов. Хорошо помню, как рядом со мной водили комбайны Николай Шиленко, Федор Чуркин, Михаил Кроль, Федор Грабко, Григорий Целуйко, Яков Марченко, Василий Краснокутский».
По воспоминаниям ветеранов предприятия повышенные социалистические обязательства взяли на себя земледельцы района в 1941 году. С каждого гектара планировали собрать по 27 центнеров ячменя, кукурузы и подсолнечника, 400 центнеров сахарной свеклы. Хлеб уродился отличный. И техника, подготовленная мастерами МТС, не должна была подвести. Но планам аграриев не суждено было сбыться – грянула война.
Фашистская оккупация и Великая Отечественная война в целом отбросила назад отрасль сельского хозяйства в регионе. Ущерб, нанесенный фашистами, был огромен – на Кубани уничтожили 1 750 комбайнов, свыше шести тысяч тракторов. Данных о технических потерях Усть-Лабинской МТС не сохранилось – архивы во время оккупации были утеряны. Но, по данным районной газеты «Советская Кубань», уже в 1943 году рабочие МТС начали подготовку к полевым работам. Уже в феврале, через месяц после изгнания оккупантов, плуги вывели в поле. На одном из пахотных агрегатов прицепщиком трудился молодой усть-лабинский парень Михаил Клепиков. Именно в МТС началась трудовая биография будущего знатного бригадира, дважды Героя Социалистического Труда Михаила Клепикова.
До 1946 года МТС района не получала новой техники – промышленность страны работала на военные нужды. А уже с 1950 года началось повсеместное укрепление материально-технической базы машинно-тракторных станций. Трактора, сеялки, зернодробилки, автопоилки и доильные агрегаты – в арсенале МТС появлялось все больше современных агрегатов.
1958 год стал переломным моментом в истории МТС – ее реорганизовали в ремонтно-техническую станцию и всю технику передали на баланс колхозов. РТС обеспечивала централизованное снабжение хозяйств техникой, запчастями, ГСМ, помогала ремонтировать комбайны и сельхозинвентарь. А еще через три года в 1961 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение об образовании Сельхозтехники, ставшей полноправным приемником МТС. В составе Райсельхозтехники появились мастерские по ремонту двигателей, линейно-монтажный участок по обслуживанию животноводческих ферм, кислородная станция, станция техобслуживания тракторов, свое автотранспортное предприятие. По мере поступления в хозяйства новых сельхозагрегатов рабочие ремонтных мастерских осваивали их капитальный ремонт.
В середине 1970-х в сельхозпредприятия района стала поступать новая энергонасыщенная техника. Это тракторы ДТ-75С, К-700, Т-150К, самоходные кормо- и свеклоуборочные комбайны. Требовалось организовать их техническое обслуживание и ремонт. Делать это непосредственно в хозяйствах было технически и экономически не выгодно. Задачу эту поручили специалистам Райсельхозтехники. На территории предприятия построили СТО для тракторов, приобрели необходимые диагностические установки. Обслуживание проводили прямо в полях, а на ремонт доставляли технику на СТО.
Высокий класс работы специалистов Райсельхозтехники напрямую отражался на рекордных урожаях и надоях, успешной работе всех обслуживаемых предприятием колхозов и совхозов.
И Усть-Лабинская МТС, и ее правопреемница Райсельхозтехника всегда считались настоящей кузницей кадров. Кроме Михаила Клепикова и Федора Красиева здесь начинали Герои Социалистического Труда Михаил Третьяков, Павел Протасов, Иван Степаненко, Николай Балакин, Василий Баев.
Предприятие во все времена было ориентировано на привлечение молодых специалистов. Ежегодно в большой коллектив вливались около полусотни молодых рабочих. Под руководством старших товарищей школьники становились слесарями, сварщиками, токарями, электриками, мастерами-наладчиками.
История Усть-Лабинской МТС - это история района и людей, чьим самоотверженным трудом ковались достижения предприятия.
От всей души поздравляем ветеранов Усть-Лабинской МТС и Сельхозтехники с 90-летним юбилеем.
Много славных имен золотыми буквами вписаны в историю МТС и Сельхозтехники. Родина высоко оценила работу тружеников, наградив шесть сотрудников высоким званием Героев Социалистического Труда, а 123 работника – орденами и медалями СССР и медалями «Ветеран труда».
В конце 1950-х – начале 1960-х годов ежегодно 100 комбайнеров участвовали в уборке урожая на целине. Предприятие «Сельхозтехника» стало надежной технической базой, обеспечивающей аграриев Кубани техникой, оборудованием, минеральными удобрениями. Ежегодно на предприятии восстанавливалось более 500 двигателей тракторов и других сельхозмашин. Осуществлялось техническое обслуживание и ремонт животноводческого и холодильного оборудования.
Предприятием построены два детских сада, два 70-квартирных дома и один 85-квартирный дом. Последний введен в эксплуатацию в 1992 году благодаря И. Гришакову, Л. Ражновской, К. Говорухиной, Н. Тарасовой, Е. Перьковой, Л. Вьюрковой, Ю. Карканову, А. Евченко, В. Данилову, В. Внукову, А. Гаврину, А. Поддубному, В. Олейникову.
В 1980-х годах Сельхозтехника дважды награждалась Красным знаменем ЦК КПСС, Совмина СССР и ЦК ВЛКСМ.
А. М. Кроль, С. Ю. Жарикова, А. В. Крымов, Л. С. Шаталов, А. И. Кравец, А. Г. Макеев, Н. В. Тарасова, А. С. Еременко
Учащиеся 10-13 лет приобщаются к комплексу ГТО
11:56 17.04.24
Что предпочитают сажать на приусадебных участках устьлабинцы
10:38 17.04.24