Праздник, которого ждал и стар, и млад – День международной солидарности трудящихся в СССР отмечали с размахом. Как Первомай проходил в станицах Тенгинской, Некрасовской и поселке Двубратском, рассказали заведующая Тенгинской сельской библиотекой Лариса Трухачева, ветеран труда Светлана Кустова и председатель ветеранской организации Двубратского сельского поселения Любовь Михеева.
Лариса Трухачева вспоминает, что в их доме праздничная атмосфера Первомая царила с раннего утра – вся семья собиралась у радио, слушала гимн СССР, поздравления, а затем начинала играть знаменитая «Москва майская».
– Утро красит нежным светом стены древнего Кремля, просыпается с рассветом вся советская земля, – напевает Лариса Юрьевна.
С большими воздушными шарами, цветами, флажками и красными бантами, заплетенными в косы, маленькая, нарядная Лара гордо шла на праздничную демонстрацию.
В станице Тенгинской шествие начиналось от улицы Ленина, через Революционную и Красную до Мира. С трибуны, которая была установлена на центральной площади, чествовали ветеранов и тружеников тыла, почетных жителей станицы и, конечно, трудящихся.
– Все улицы были украшены флажками, висели транспаранты «Мир. Труд. Май», а на площади возле Дома культуры играла музыка.
– Проходили различные спортивные мероприятия, устраивали турниры по шахматам, но мы, дети, в этот день больше всего ждали привозной торговли с различными угощениями, особенно – мороженым, – делится Лариса Юрьевна. – В станице не разрешали покупать лакомство коробками, как это делали в других территориях, максимум – по 10 стаканчиков в руки. Старались наесться впрок.
После митинга и гуляний семьи ехали на природу. Пикник с ухой, папиной игрой на гармошке и песнями остались в памяти Ларисы Трухачевой светлыми воспоминаниями.
У родителей Любови Михеевой было четверо детей – три девочки и мальчик. Любовь Андреевна вспоминает, что жили бедно, но пойти на первомайские гуляния в новом наряде – закон.
– Платья нам шил папа – простенькие, из ситца. Но когда мы к ним надевали белые носочки – глаз не оторвать, – говорит Любовь Михеева. – Отец был портным – профессия ему нравилась. Даже из Японии (отец Любови Михеевой был участником Советско-японской войны) вместо сувенира привез рулон ткани и, конечно же, пошил нам и маме наряды.
Любовь Андреевна призналась, что росла настоящим сорванцом. Не зацепиться за что-нибудь, пока лазишь по заборам с местной детворой, было для нее еще тем испытанием, но Первомай проходил без происшествий.
– В этот день труда я была настоящей леди, – улыбается она.
Празднование Первомая в Двубратском проходило в центре поселка, но демонстраций не проводили. Как объяснила местная жительница, все потому, что на территории поселения несколько колоний. Когда в 1968-м в поселке разбили парк, праздничные гуляния стали масштабнее.
– В парке работали выездные буфеты, у которых тут же образовывалась очередь из детей – за карамельными подушечками, которые стоили всего рубль за килограмм, и фруктовым мороженым – по девять копеек, – рассказывает Любовь Андреевна. – Потом разводили с ребятами костер, в котором пекли картошку – вкуснятина.
После гуляний в центре жители поселка отправлялись на маевку к реке Кубань. Развозили всех на колхозных грузовиках.
– Каждый знал, что заслужил праздник, потому что честно трудился весь год – от того и ценились такие мероприятия, – поделилась Любовь Михеева.
– Живу в Некрасовской с 1963 года и хорошо помню Первомай еще советского периода. Это было, действительно, массовое народное шествие. Станичники выходили на праздник семьями, с цветами, шарами, флажками. Песни слышались из каждого двора. Торжественное весеннее настроение царило и в нашем доме. Дедушка, Михаил Николаевич Кузнецов, надевал костюм и шляпу, мама, Анна Михайловна Артемова, работавшая учителем математики в школе – нарядное платье. Мне на 1 Мая всегда шили обновку, платье заказывали у знакомой, – вспоминает Светлана Кустова.
На параде всегда было много букетов из сирени, тюльпанов и нарциссов. У нас во дворе тоже росла сирень. Ломали цветущие ветви и делали из них большой душистый букет. Часто в него добавляли веточки любистока, делится она.
– Родители давали нам с младшим братом Сережей по рублю на «праздничные расходы», что было довольно много по тем временам. В этот день в станицу привозили мороженое, которое в другие дни не продавали – только по праздникам. Отстояв длинную очередь, с подругой брали сразу несколько. Быстро съесть не получалось, мороженое таяло и текло в руках, но мы были счастливы, – улыбается ветеран труда.
После митинга станичники с шли на маевку в лес или на речку – круча находилась рядом с центром.
– С первого мая родители «официально» разрешали нам купаться. Особенно запомнился Первомай, когда была в пятом классе. Тогда мне сшили красивое белое платье. После праздника отправились с подругой погулять у реки. В новом платье решила съехать по траве с кручи. Было весело, вот только наряд стал зеленым. Дома пытались отстирать пятна, но безуспешно. Вроде бы печалиться надо, но сегодня вспоминаю все это с теплотой, – говорит Светлана Кустова.
Увлеченные фитнесом устьлабинцы сдали ГТО
14:49 28.04.25
В городской школе № 6 готовят к открытию зал Воинской славы
13:30 28.04.25
Как имя повлияло на судьбу медработника Светланы Закарян
08:00 27.04.25