В свои 26 лет Екатерина Ли директор отдела маркетинга и рекламы премиального бренда детской верхней одежды Ростова-на-Дону. Она рассказала, что входит в ее обязанности, и поделилась советами с людьми, которые только планируют связать себя с этой профессией. Девушка согласилась на интервью, потому что детство провела у бабушки с дедушкой в Усть-Лабинском районе, ставшем ей родным.
– Екатерина, Ваш путь маркетолога начался задолго до работы в компании. Когда поняли, что это Ваше направление?
– Подростком мечтала о собственном магазине одежды. Тогда продумала все до деталей – от дизайна магазина до упаковки, стиль и материалы, из которых будут мои изделия. Как буду их продвигать, каким будет сервис, определила потенциальных клиентов. Читала и смотрела интервью с дизайнерами и владельцами бизнесов. Так постепенно увлеклась маркетингом, а как только окончила университет, устроилась ассистентом директора по маркетингу и рекламы компании, в которой работаю более пяти лет.
– Вы директор по маркетингу и рекламе. Что входит в обязанности?
– Моя задача – обеспечить, чтобы все маркетинговые кампании были направлены на достижение целей и увеличение прибыли фирмы. Отвечаю за разработку и реализацию маркетинговой стратегии. Это включает в себя анализ рыночной ситуации, изучение предпочтений потребителей и тенденций развития отрасли, выявление групп потенциальных клиентов. Также определяю направления, способы, стратегии и тактику продвижения товара, бюджет и сроки реализации. Организую и контролирую все маркетинговые мероприятия – рекламные кампании, акции, выставки, презентации. После чего анализирую результаты и оцениваю эффективность всех активностей. Если необходимо, корректирую стратегию – улучшаю и адаптирую ее под изменения рынка. Также взаимодействую с отделом продаж, производством и другими подразделениями компании.
– В чем главные отличия маркетолога, специалиста по рекламе и пиарщика?
– Маркетолог изучает рынок, определяет целевую аудиторию и разрабатывает маркетинговую стратегию. Создает план, управляет проектами и анализирует данные. Работает над увеличением продаж, удержанием клиентов и улучшением репутации бренда.
Специалист по рекламе разрабатывает и создает рекламные материалы – баннеры, тексты, видео и другое, отвечает за размещение рекламы на различных платформах и медиа, контролирует эффективность рекламных кампаний и оптимизирует бюджет.
Пиарщик занимается продвижением компании или бренда через различные каналы коммуникации, организует мероприятия, пресс-конференции, пишет статьи для повышения узнаваемости бренда.
– Как определяется эффективность маркетолога?
– По шести основным показателям: увеличение продаж, рост клиентской базы, улучшение репутации бренда, повышение уровня удовлетворенности клиентов, снижение затрат на их привлечение и увеличение доли рынка.
– Эффективно ли сегодня продвижение в печатных СМИ?
– Да. Это касается и рекламы в печатных изданиях, и имиджевых интервью. Кроме того, размещение в печатных СМИ позволяет контролировать бюджет и таргетировать рекламу на определенную аудиторию. У каждой газеты или журнала своя аудитория, и публиковаться нужно в том СМИ, в котором интересы аудиторий пересекаются. Наша целевая группа читает преимущественно глянцевые журналы, поэтому рекламу и статьи размещаем в них.
У газет обычно более широкая аудитория, чем у журналов, поэтому рекомендую в них размещаться компаниям, чья продукция и услуги ориентированы на массового потребителя. Что касается газет в небольших городах, то в них удобно публиковать информацию бизнесменам, которые производят товар, рассчитанный и на массового потребителя, и на более узкую аудиторию.
– Бытует стереотип, что хорошему товару реклама не нужна. Так ли это?
– Он сложился среди людей пожилого возраста, потому что они родились и выросли, когда рекламы не было, товара много, и все знали, что лучше брать, а от чего отказаться. В настоящее время компания без рекламы будет терпеть убытки, потому что потребитель возьмет тот товар или воспользуется услугой той компании или специалиста, о которых уже слышал и доверяет.
– Почему так много студентов учится на маркетологов, но так мало хороших специалистов в этой области?
– Не всегда вуз готовит студентов к реальной работе в этой сфере. Возможно, в процессе обучения они недополучают практических навыков, чтобы стать хорошими специалистами. Другие выбирают эту профессию из-за популярности, а не из-за интереса к маркетингу. Когда же приходит осознание того, что маркетолог задействован в работе постоянно, а не в строго отведенное рабочее время, понимают, что к этому не готовы. Другая причина – природные данные. Маркетолог – творческая натура с математическим складом ума. На рынке труда отыскать такого человека сложно, но в маркетинге одно без другого существовать не может.
– Что нужно знать о профессии маркетолога тем, кто хочет связать себя с ней?
– Эта работа требует от человека постоянного повышения квалификации, потому что маркетинг постоянно развивается. Маркетолог должен уметь адаптироваться к новым условиям и реагировать на них своевременно. Инфоповоды, тренды и эксклюзивы важны и нужны прямо сейчас.
Но маркетинг – это не только креатив и мероприятия, но и математический расчет, который помогает принимать обоснованные решения. Знание статистики позволяет анализировать данные и делать выводы о том, какие маркетинговые стратегии работают, а какие нет.