Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Чему научила смена в «Топольке» первых юных археологов

Рубрика: Образование
13:11, 19 Июля 2023

В центре детского отдыха «Тополек» завершились тематические смены «От Кубани до Тамани». Участниками двух краткосрочных смен, по пять дней каждая, стали 80 школьников Усть-Лабинского района 5-6 и 7-8 классов. Археологические смены провели впервые. Организаторы – фонд «Вольное Дело-Юг» и управление образованием района.

Предвосхищая открытия

С 2004 года, когда благодаря фонду Олега Дерипаска бывший пионерлагерь «Тополек» стал полноценным центром детского отдыха, многое в его работе изменилось. Вместо деревянных домиков появились капитальные корпуса, просторная столовая, актовый зал. Но даже не это главное – «Тополек» стал местом не только досуга, но и большой профориентационной площадкой, а еще местом больших и маленьких открытий. Одним из таких открытий и стала первая археологическая смена.

Ничего подобного в «Топольке», да что в «Топольке» – во всем районе никогда не было. А между тем территория современного Усть-Лабинского района всегда была привлекательна для археологов. В сокровищницах Эрмитажа хранится, пожалуй, самая известная находка, сделанная в этих местах – золотой аграф (застежка в виде броши – прим. автора) бегущего зайца. На протяжении  всего XX века археологи изучали территорию междуречья Кубани и Лабы. Работают экспедиции и в наши дни. Одними из тех, кто пишет историю прошлого, являются специалисты Государственного музея-заповедника «Фанагория». Именно они и помогли усть-лабинским школьникам узнать об археологии.

Больше, чем игра

Конечно, пяти дней мало, чтобы по-взрослому погрузиться в профессию, но вполне достаточно, чтобы заинтересовать, уверены организаторы. Лучше всего это сделать в игре. Вот и юным археологам предстояло узнать легенду города Фанагория и отправиться, словно древние греки, к Таманскому полуострову. 

За выполнение каждого задания в формате смены командам вручали монеты «фанагорчики». Первые можно было заработать в квест-игре по истории Фанагории. За 15 минут ответить на вопросы об эпохе Митридата или колонизации Северного Причерноморья –  не каждый взрослый справится. У ребят получилось! Помогали наставники и стажеры. Чтобы поддерживать соревновательный дух, ребят разделили на команды. В каждой выбрали командира отряда, комиссара, придумали название, девиз, эмблему и начали работать над проектом «История одного города».

Вечером ребят ждал удивительный  вечер с интересными людьми. Сергей Николаевич Остапенко, кандидат исторических наук, первый заместитель директора государственного музея-заповедника «Фанагория» рассказал участникам о науке археологии и ответил на вопросы. Когда утром второго дня ребята поняли, что от теории они переходят к практике, по отрядам пошел шепот: «Неужели раскопки? Но где?» Пытливые умы оказались правы. Первых юных археологов района ждала работа для настоящих исследователей, причем здесь же, в «Топольке»!

Каждой команде определили участок размером 2,5×2,5 метра, который с помощью специальных инструментов необходимо было разметить. Подготовили и керамическую площадку, на которую перемещали все находки. Вооружившись саперными и совковыми лопатами, надо было снять культурный слой глубиной 15 см, а каждую находку – расчистить кисточками и щетками, а затем описать. Кстати, все артефакты – подлинные. Их специально привезли из музея-заповедника «Фанагория».

Узнали ребята и о смежных исторических дисциплинах: нумизматике, эпиграфике, 3D-моделировании, археозоологии.

Следующий день смены – и снова открытия! На этот раз юные исследователи узнали об экспериментальной археологии и исторической реконструкции, научились работать с нивелиром, размечать керамички, шифровать квадраты, фиксировать находки, обрабатывать массовый археологический материал, проводить камеральные работы, заполнять полевую опись – то есть освоили все стадии и этапы исследовательской работы на практическом материале.

Многое узнали и на мастер-классах. На площадке по росписи керамики знакомились с различными видами росписи и наносили понравившиеся на уменьшенные копии  древнегреческих сосудов, изготовленный своими руками магнитик юные археологи увезли домой в качестве сувенира. После плетения запястья на вилке (да, обычной!) участников археологической смены украсили разноцветные фенечки, изготовленные своими руками по древней традиции. Только очень внимательные и терпеливые ребята сумели соткать небольшое полотно, эта технология оказалась под силу далеко не каждому.

Участники клуба исторической реконструкции «Тмутаракань» научили стрелять из лука и устроили для ребят настоящие поединки на мечах. 

Погружение в историю древнего города продолжилось на «Фанагорийских играх». Ребята познакомились с музыкальными инструментами: лира, кифара, авлос, тимпан, форминга и флейта, услышали их звучание и даже попробовали поиграть на некоторых.  Выучили на греческом языке слова эпитафии Сейкила и исполнили ее в сопровождении флейты.  Увлекательное музыкальное занятие сменилось практическими действиями, настало время применять полученные знания. Командам поступило задание разбить археологический лагерь: поставить палатки, разметить и разбить место  раскопа и керамической площадки. Преодолевая все трудности, юные исследователи справились с поставленной задачей. До заветной цели осталось немного – выполнить задания и получить карту, которая подскажет, где найти заветный клад. Не каждой команде удалось различить, какие из представленных слов греческого, а какие русского происхождения, а уж тем более изобразить рисунками  24 греческих слова, а затем прочесть их. Поэтому карту получили все, а подсказки только самые умные и внимательные.

Итогом работы каждой команды стала защита проектов, над которыми ребята трудились, четыре дня используя каждую свободную минуту. Каждый участник смены получил в подарок эксклюзивную футболку и панаму с логотипами Фонда «Вольное Дело», группы компаний «Прогресс Агро» и администрации района. Отдельным бонусом стало посвящение в юные археологи и присвоение археологического имени каждому участнику – «Энергию излучающая», «Силу духа сохраняющая», «Благородством выдающийся», «Стойкостью поражающий», «Музами вдохновленный», «Знания возлюбившая»  и многие другие – эти имена, написанные на настоящих черепках из античной Фанагории, врученные теми самыми учеными-археологами, которые их и достали на раскопках, стали особой наградой и знаком принадлежности к профессии.

Финальным мероприятием смены стала экскурсия в районный историко-краеведческий музей. Туда ребята отправились, чтобы посмотреть на экспонаты музейных экспозиций уже глазами археолога. Какой труд был приложен, чтобы обнаружить находку, исследовать, музеефицировать, чтобы она смогла не только занять свое  место в музее, но  и дать новые знания об ушедших эпохах и людях, населяющих когда-то эти земли.

Прощаясь, ребята говорили: до встречи в археологическом лагере- 2024!

 


МНЕНИЕ

Сергей Остапенко,  первый заместитель директора  музея-заповедника «Фанагория»

– Для нас первая усть-лабинская археологическая смена – это тоже новый формат работы. До этого организовывали и проводили мероприятия только со студентами на базе музея-заповедника и в Сириусе. Уверен: все, кто участвовал в смене, по-иному взглянули на профессию археолога и на историю поселения. Мы постарались не просто представить дело, которым увечены сами, но и заинтересовать им подростков. Я и сам в их возрасте, когда учился в 7 классе, впервые попал в сообщество исследователей. У меня были удивительные наставники.

Надеюсь, для кого-то из ребят общение со мной и коллегами станет таким же полезным опытом профессионального самоопределения. Но даже не это самое ценное. Нам важно было донести то, что археология – наука, которая включает широкий комплекс дисциплин как гуманитарных, так и естественнонаучных, а начать осваивать ее лучше с изучения своей семейной родословной. Семейная археология – это то, что может объединять поколения и то, что близко и понятно каждому.

Тамара Румянцева,  президент Фонда «Вольное Дело-Юг»

– Археологическая смена «От Кубани до Тамани», по мнению самих ребят и на наш взгляд, должна иметь продолжение. Она прекрасно показала, насколько интересно школьникам узнавать новое о родном крае в практической деятельности, открывать новые пласты знаний в общении с настоящим учеными. Фонд «Вольное Дело», при постоянном сотрудничестве с местной властью, старается работать системно, вдолгую, не одноразовыми точечными акциями. Наши проекты, как правило, нацелены на развитие людей и территории, на качественные изменения, которые должны последовать после их реализации. Археологические смены – это не только профессиональная ориентация школьников, что, конечно, тоже важно. Если говорить о больших целях, то это повышение уровня общей культуры людей, более глубокое знакомство их с уникальной самобытной историей района, вовлечение в орбиту культурной жизни районного музея. Тот, кто знает историю своего родного места, и гордится, и бережет ее, и страну свою любит.

Приятно было слышать от участников лагеря, что им хотелось бы побывать в Фанагории, что хорошо бы создать в школах археологические кружки, поэтому работу в этом направлении мы вместе с управлением образованием будем продолжать.

Сегодня мы говорим и о перспективах создания в Усть-Лабинске совместно с Фанагорийским музеем-заповедником культурного центра на базе библиотечной сети и районного музея, а в перспективе и музея древностей. Музей – это не просто хранилище исторических и культурных артефактов, он должен стать местом живого общения, куда интересно идти за новыми знаниями. Появятся в школах района и археологические кружки. В том числе и для развития той самой семейной археологии, о которой говорил Сергей Николаевич Остапенко.  Есть возможность организации повышения квалификации учителей, ведь преподавание истории – это составляющая часть формирования того культурного кода, который и делает нас людьми ищущими, готовыми к саморазвитию и развитию того места, где живем. 

 Светлана Чубарова, руководитель смены «От Кубани до Тамани», учитель истории второй городской школы.

– По-доброму завидую ребятам, которые побывали на археологической смене. Если бы в моем детстве, а я выросла в хуторе Братском, было что-то подобное! Это уникальный шанс увидеть, погрузиться в интереснейшую профессию. Не сомневаюсь, теперь и уроки истории и кубановедения будут проходить совершенно по-иному. Будет что вспомнить! Смена подарила встречи с такими интересными людьми. Видели бы вы, какая тишина стояла, когда о своей работе рассказывал Сергей Николаевич и какое невероятное количество вопросов ему задали ребята после встречи. Даже если ребята не станут археологами, это все равно ценнейший опыт общения с профессионалами, но что-то мне подсказывает, что мы еще услышим о наших, усть-лабинских исследователях. Дайте им только время.

 Екатерина Тюнина, ученица 8 класса третьей городской школы

– В детстве хотела быть археологом. Смотрела документальные фильмы, читала энциклопедии. С годами профессиональные предпочтения изменились – планирую, что мое будущее дело будет связано с химией и биологией. Уже здесь на смене поняла, что возможно, новая профессия будет полезна и в археологии, ведь она вбирает в себя множество дисциплин. За что люблю «Тополек»? Здесь не просто отдыхаешь, даже на каникулах учишься новому. Мне такой формат досуга по душе! 

Илья Козинский, ученик 8 класса второй городской школы

– В «Топольке» впервые. Смена поразила. Одно дело в учебнике прочитать что-то об истории Кубани, другое – услышать из уст археолога! Что запомнилось больше всего? Конечно, участие в раскопках. Когда аккуратно снимаешь слой земли и тебе открываются артефакт за артефактом – это невероятные эмоции. Несмотря на то, что будущая профессия не будет связана с археологией, рад, что был в числе первых на этой смене.

Валерия Косарцова,  ученица 5 класса шестой городской школы

– С удовольствием поеду на археологическую смену в будущем году. Интересного было много! Конечно, работа на раскопе и очистка найденных артефактов, изучение греческого языка. Увлекаюсь английским, поэтому греческий показался мне несложным. В художественной школе, где учусь, уже проходили Древнюю Грецию, от этого мне было легче справляться с заданиями в интеллектуальных квестах. Всем сверстникам советую побывать в «Топольке» – это интереснейшее место!

Назар Красногир, ученик 5 класса гимназии № 5

– Я серьезно занимаюсь спортом, но археологическая смена меня поразила. Все было в новинку и все интересно! Когда мы защищали проекты, понял, что самое главное, чему научила эта смена лично меня – это умение работать в команде, и самый главный клад – это даже не артефакты, которые нашли во время раскопа, и не опыт работы на гончарном круге, а то, что мы стали командой!

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика