Как рассказала председатель районного Совета Юлия Лось, лет семь назад ветеранская организация проводила несколько смотров-конкурсов школьных музеев. Но потом работа в этом направлении приостановилась. В феврале этого года конкурс возобновили. Посвятили его 80-летию со дня освобождения Усть-Лабинского района от немецко-фашистской оккупации.
Смотр-конкурс «Наследие, которым я дорожу» был выездным и проходил в два этапа. Сотрудники Совета ветеранов оценивали, как конкурсанты ведут поисковую и исследовательскую работу, взаимодействуют с общественными организациями и воинскими частями, есть ли школьные экскурсоводы для ознакомления с экспозициями, привлекают ли к проведению музейных уроков тружеников тыла и участников боевых действий.
– О работе школьных музеев, в том числе и давно созданных, к сожалению, в городе да и районе знают немногие, – сетует Юлия Лось. – Они работают «на себя» – своих учеников и учителей, а необходимо, чтобы собранным материалом пользовалось как можно больше детей, в том числе и из детских садов. Школьные музеи не менее значимы, чем Эрмитаж и Русский музей. Им нужны как контроль, так и поддержка. Поэтому и проводим такой смотр-конкурс.
Организаторы уверены, знакомство с музейными артефактами – важная составляющая патриотического воспитания. Тут ребята прикасаются сердцем к истории и окунаются в прошлое. Именно такое приобщение и познание наполняет и делает нас «людьми с корнями».
– Сохранить ушедший мир в реальных предметах – дело нелегкое, требующее затрат и внимания, - уверена Юлия Анатольевна. - Не каждая школа может позволить себе такую роскошь. И оттого отрадно, что в этом году в конкурсе участвовали 14 образовательных организаций. Это городские школы № 2, 3, 4, 6, и гимназия № 5, а также школы № 7, 8, 12, 13, 14, 16, 19, 23 и 24 из сельских поселений. У всех разный формат: музеи, музейные комнаты, комнаты памяти, музейные формирования.
Были среди конкурсантов музеи с богатой историей. В школе № 14 станицы Тенгинской он создан в 70-х годах прошлого века Вячеславом Александровичем Строгановым. Благодаря стараниям Аллы Антоновны Кручинкиной с 1984 года в ладожской школе № 19 действует литературно-краеведческий музей имени Михаила Шолохова. Правопреемником колхозного музея с 1976-го является школьный музей в СОШ № 7 станицы Воронежской.
Наработки опытных коллег, бесспорно, будут интересны тем, кто только начинает наполнять школьные музеи. Новички, к примеру, из школы № 8 поселка Двубратского и 24 хутора Болгова пока в число победителей и призеров не вошли, но и у них есть время подготовиться к следующему конкурсу.
Как отметили организаторы, на каждое из трех призовых мест вышли по два участника.
1 место поделили воронежская школа № 7 (руководитель музея Татьяна Алексеевна Жукова) и школа № 6 Усть-Лабинска (руководитель музея Юлия Сергеевна Перова).
2 место у вимовской школы № 16 (руководитель музея Тамара Георгиевна Подколзина) и ладожской школы № 19 (руководитель музея Татьяна Викторовна Слесаренко).
3 место заняли городская школа № 3 (руководитель музея Светлана Юрьевна Орехова) и тенгинская школа № 14 (руководитель музея Евгения Александровна Шпак).
Победители районного смотра-конкурса претендуют на участие в краевом и всероссийском конкурсах школьных музеев осенью 2023 года.
Борис Поликин, председатель Совета Усть-Лабинского района:
– Сейчас особенно важно поднимать патриотическое движение в стране. Музеи в этом деле находятся на передовой. Совету ветеранов начатую работу необходимо продолжать, поддерживать уже работающие музеи и оказывать методическую помощь в создании новых. На ровном месте музей не создается, это огромный труд всех энтузиастов, материалы собираются годами.
Светлана Агибалова, председатель Совета Усть-Лабинского городского поселения:
– Работу в музеях ведут настоящие энтузиасты-патриоты, профессионалы и неравнодушные люди. Попытки переписать историю в нашей стране не пройдут. Помню музей в третьей городской школе и его основательницу Марию Черноморову. Рада, что высокую планку, которую задала Мария Савельевна, сегодня с честью держат школьные учителя и ребята.
Алла Баженова, начальник управления образованием администрации района:
– По итогам конкурса предлагаю создать совместный проект «Наследие, которым я дорожу». Такое мероприятие не должно остаться разовым. В следующем году на территории, например, музея победителя первого конкурса – школы станицы Воронежской, предлагаю подвести итоги уже следующего и сделать это традицией. Коллеги показали отличные результаты в зачет подготовки ко Всероссийскому конкурсу школьных музеев. Уверена, музеи должны быть в каждом образовательном учреждении. И если их пока у нас 14, что даже меньше половины от общего количества школ, то в новом учебном году работу по организации музеев начнем во всех школах муниципалитета.