Анна Насильнова после окончания третьей городской школы получила диплом финансиста, но работать пошла в детский сад. Начинала няней, потом выучилась на воспитателя.
– Люблю детей, поэтому и связала жизнь с этой профессией, – говорит Анна Юрьевна. – Два года назад меня пригласили в центр педагогом-организатором. Опыт разработки и проведения внеклассных мероприятий у меня был. Мы проводим много тематических и календарных праздников, готовим выставки работ учащихся. Веду два объединения художественной направленности. Рисовать научилась в детстве, а потом и мастерство прикладного искусства освоила, было такое желание, да и давалось все легко. В полной мере смогла реализовать себя как педагог-наставник именно в «Импульсе».
Сын Анны Юрьевны уже старшеклассник. От мамы у него практическая увлеченность и желание осваивать любимое дело до совершенства и развиваться. Он создал сайт для подготовки школьников к ОГЭ.
Есть ребята, которые приходят в «Импульс» совсем без навыков не только прикладного мастерства, а даже ножницами не умеют пользоваться. Тут нужно Анне Юрьевне индивидуально еще дополнительно поработать. В объединение «Изо-лепка» к Насильновой сейчас ходят дети, которые занимались у нее в детском саду. Теперь они постигают лепку, рисование карандашом, гуашью, акварелью и прикладное мастерство.
На занятиях в группе «Самоделкин» из подручного природного материала – веточек, шишек, ракушек, камешков – мастер учит создавать оригинальные панно, картины, маленькие произведения искусства. То, что такие занятия развивают мелкую моторику, влияют на улучшение речи, памяти и учат усидчивости, а самое главное, умению видеть и создавать прекрасное, знают все. Но научить этому ребенка может только тот, кто понимает детскую душу, владеет этими техниками в совершенстве и хочет поделиться полезными умениями с маленькими людьми. Именно такие педагоги и работают в «Импульсе».
Людмила Романенко пришла работать в межшкольный комбинат в день открытия учреждения в 1978 году. Выпускницу технологического техникума не устроили условия работы в ателье, и она стала преподавателем.
– Хотела работать мастером, но начала учить школьников, о чем не жалею, – рассказывает Людмила Иосифовна. – Шью лет с пяти, одевала своих кукол в разные наряды. Ко мне часто приходили подружки, организовывала процесс и проводила конкурсы, распределяла между нами обязанности. Мама уже тогда заметила эту мою тягу к обучению других. Когда начинала работать, была не уверена, смогу ли в 24 года преподавать у 16-17-летних девушек, удержать дисциплину на занятиях. Потом услышала о себе отзывы, что я строгая и добрая. Оказалось, что это как раз необходимые качества для педагога, а при условии глубокого знания мастером своего предмета и налаженного контакта с учениками получается нужный результат. Когда открыли «Импульс», первая взяла четвероклашек. Изменился профиль учреждения, но главное, что осталось и помогло нам с коллегами настроить работу, это опыт и любовь к своему делу.
На занятия в объединение «Иголка-волшебница» мастер берет детей с шести лет. Учит шить цельнокройные игрушки, а «Волшебный сундучок» посещают девочки постарше и осваивают игрушки посложнее, собранные из частей. Как шить постельное белье узнают в «Белошвейке». «Дизайн и пошив одежды» – здесь секреты мастерства осваивают школьники с 10-12 лет, а самые старшие, в возрасте 12-17 лет, и опытные занимаются в объединении «Модельер-дизайнер». В распоряжении юных мастериц пять машин отечественного и импортного производства. На машинах допускают работать с девяти лет.
Выпускницы Людмилы Иосифовны поступают на профильные отделения колледжей и вузов. Внучка педагога Лариса Посевина учится на конструктора-технолога. На региональном этапе Чемпионата по профессиональному мастерству в компетенции «Технология моды» в этом году она заняла второе место. Юлия Крупинова поступила в питерский вуз, создавала свой бренд одежды.
– Юля нас не забывает, – делится преподаватель. – Пригласили стать консультантом при разработке новой школьной формы в «Школе реальных дел», был такой проект. Светлана Огурлиева открыла свою мастерскую в Усть-Лабинске, а потом и Майкопе.
Оснований для гордости у мастера достаточно. Особенно радуется она, когда приходят и достигают успехов парни. Данилу Головко восемь лет, он занимается в двух объединениях «Волшебный сундучок» и «Очумелые ручки». Свои дизайнерские модели он представлял в городском Доме культуры на празднике «Браво!». Его мы проводим на главной сценической площадке города по итогам года. В Краснодарский архитектурно-строительный техникум в прошлом году поступил наш выпускник Николай Любич. Шитье – его хобби.
75 человек сегодня посещают занятия в объединениях, которые ведет наставник. И это для педагога не предел. Сил, желания и опыта достаточно.
Ведет Романенко еще объединение «Создание интерьера в доме». В группе «Очумелые ручки» научат, как из подручных материалов сделать множество оригинальных предметов для дома. В умелых руках все превращается в нужную и полезную вещь или предмет искусства. Путь в творчестве от идеи до ее воплощения с настоящим наставником интересен и полон открытий.
Инна Щучкина стала директором центра компетенций «Импульс» в 2018 году. До этого Инна Анатольевна руководила районной станцией юных натуралистов. В ходе реорганизации станцию юннатов и центр компетенций объединили в одно учреждение.
– 25 лет «Импульс» возглавляла Ольга Евгеньевна Бакуменко, специалист и руководитель высокого класса, – рассказывает Инна Анатольевна. – Коллектив у нас слаженный и работоспособный. Опираемся на опыт наших старожилов и наработки молодых и перспективных. Очень ждем специалистов технического и естественно-научного профилей. Приветствуем ищущих педагогов и любящих детей, которые идут работать по призванию. Каждому ребенку в Центре должно быть интересно. Создать здесь территорию личностного развития и творческого поиска – наша главная задача. Дети должны захотеть прийти сюда еще раз и остаться с пониманием того, что это им нужно и полезно. Постоянно изучаем рынок образовательных услуг, проходим общественную экспертизу, мониторим результаты анкетирования родителей наших воспитанников. Мы не можем позволить себе останавливаться. Путь педагога – это дорога, которую он проходит с каждым учеником, учит и учится сам, становясь мудрее, сильнее и не теряя огня в своем сердце. И останавливаться наш коллектив не собирается, каждый день идем к детям с открытой душой и желанием дать знания, необходимые для их роста и успеха.
Инна Анатольевна с теплом вспоминает своих педагогов. Говорит, что ей повезло в жизни с наставниками. Первая учительница Лидия Петровна Левченко, предметники средней школы № 12 – это преподаватели, которым она обязана выбором будущей профессии. Любовь к языку и прочные знания предмета привила Лариса Германовна Лежнина. Когда Инна училась в музыкальной школе, судьба подарила встречу с Ларисой Семеновной Сурсиной. Она была не только учителем музыки, а примером того, как надо жить и строить отношения с людьми. Встречи с ней, добавляет Щучкина, и сегодня полны тепла и благодарности за уроки человеколюбия.
Благодаря неравнодушию и активной жизненной позиции Инны Анатольевны сегодня объединились в Центре волонтеры. В группе «Сети» плетут маскировочные халаты и сети для воинов, участвующих в СВО, в свое свободное время как преподаватели «Импульса», так и горожане.
Выпускница школьного отделения педагогического училища и лингвистического университета, педагог с 20-летним стажем Инна Щучкина сегодня руководит «Импульсом» с уверенностью в том, что коллектив будет развиваться и делать все, чтобы детские счастливые и радостные голоса звучали в кабинетах Центра целый день и круглый год. Центр компетенций свое название и предназначение оправдывает. В среднем 700 детей в год посещают занятия по четырем направлениям: естественно-научное, техническое, социально-гуманитарное и художественное.