После окончания Усть-Лабинского педагогического училища по специальности «Учитель труда и воспитатель» Наталья Журавская пришла на работу в Дом пионеров, так в то время называлось учреждение дополнительного образования школьников.
Начинала руководителем кружка с юношеской уверенностью, что это место работы на всю жизнь и допобразование – это ее судьба. Но в связи с неизлечимой болезнью сына пришлось уволиться с формулировкой «по уходу за ребенком до 14 лет». Во время длительного отпуска окончила Армавирский педагогический институт.
– Вернулась на должность методиста уже в Дом творчества учащихся, – рассказывает Наталья Ивановна. – Через год стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а с 1 декабря 2002-го возглавила старейшее в районе учреждение дополнительного образования детей, которое сегодня называется центр творчества «Созвездие». Педагоги центра сохраняют и приумножают традиции всех поколений своих предшественников.
Дело пионеров продолжают ребята детского движения «Юный жуковец», в котором состоит более 1 000 детей от восьми до 14 лет. Организовала его первый руководитель Дома пионеров Мария Савельевна Черноморова. А слова и музыку к гимну написал выпускник Дома пионеров шестидесятых годов Валерий Кандауров.
– Мы сохранили направление технического творчества, – продолжает руководитель. – Например, кружок судо-авиамоделирования преобразован в объединение «Робототехника». Цели и задачи деятельности остались аналогичными. Наши объединения по интересам работают с восьми утра до восьми вечера. Центр не останавливает работу и в каникулярное время. Популярна в летний период творческая площадка «Планета детства», которую посещают учащиеся центра, школ района и маленькие гости города. За высокие достижения в освоении образовательной программы воспитанники получают путевки в летние оздоровительные лагеря.
На вопрос, почему выбрала профессию учителя, отвечу цитатой Роберта Рождественского^ «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле!». Примером для меня были учителя родной шестой городской школы: Ольга Афанасьевна Петрикова, Людмила Георгиевна Щербина, Любовь Павловна Пилипенко, Валентина Захаровна Рябошапко, Наталья Михайловна Калита. Всегда с теплом вспоминаю воспитателя детского сада Тамару Константиновну Волик. Важную роль в выборе профессии сыграла и моя мама. Она выписывала журналы «Костер», «Пионер», «Семья и школа». Однажды я прочитала о нелегкой судьбе Леньки Пантелеева, затем сборник произведений Антона Семеновича Макаренко. В 13 лет, играя в школу, научила шестилетнюю сестру читать. На каникулах с подружками-ровесницами организовывали уличные концерты для соседей, создали тимуровский отряд: высаживали деревья, рисовали листовки «Не кури», «Не сори» и раскладывали их в почтовые ящики. В школе всегда с радостью посещала закрепленный подшефный класс, где проводила игры, викторины, помогала выполнять домашнюю работу. В старших классах меня выбрали председателем Совета друзей октябрят. Как тут не стать учителем? Требовательность к себе и самодисциплина пригодились мне и в дальнейшей жизни. Решение стать учителем трудового обучения тоже не случайно. Все многочисленные родственники владели разными ремеслами: дядя бухгалтер умел шить верхнюю одежду, а бабушка-казачка освоила столярное дело.
Специалисты «Созвездия» люди разные: открытые и замкнутые, порывистые и сдержанные, амбициозные и очень скромные, и у каждого свой путь в профессию. Но все, кто работает в настоящее время, или трудился 60 лет назад, привнесли в коллектив что-то свое – самое лучшее, и из этого складывается общая атмосфера творчества, добра и дружбы.
– Когда только стала руководителем, в центре работали педагоги намного старше меня, состоявшиеся мастера своего дела, – делится Журавская. – Я сделала такой вывод – работа рядом с творческими людьми похожf на общение и уход за детьми. Чтобы объединить коллектив, организовывала совместные субботники, поездки на природу, чаепития. Затем к нам пришла методистом Елена Сулина, которая долгие годы является профсоюзным лидером. Учебно-воспитательную работу курирует Ольга Смирнова. Принято в коллективе обязательно чествовать именинников, а юбиляры и «новоиспеченные» родители обязательно получают памятный подарок. Если случается горе в семье, поддержим материально, словом и делом. В коллективе – 40 педагогов и четыре сотрудницы, которых мы называем «феи чистоты, озеленения, бережливости, экономики и канцелярии». И то, что в холлах чисто, светло и тепло – это совместная работа всех жителей нашего Дома. Старожилы помнят «как было и стало», дорожат уютом и красотой. 15 лет назад коллектив переехал в новое здание, которое нам подарили администрация района и благотворительный фонд «Вольное Дело». Сколько было радости! Настоящие перемены начались, добавились новые традиции, коллектив еще более сплотился, активнее пошло взаимодействие с родителями, крепли деловые партнерские отношения. Все сотрудники понимают и осознают свою роль в деле воспитания юных устьлабинцев, вкладывают много сил, изобретательности, смекалки и сердечности, чтобы центр был уютным и приветливым. Мы называем его «Дом детских сердец». Если сравнивать работу специалистов в школе и учреждении дополнительного образования, то в первую очередь бы подчеркнула, что у нас помогают, поддерживают, ценят, а не оценивают ребят. Наши педагоги, работающие как в «Созвездии», так и на базе школ, отмечают, что усваивают программный материал лучше те учащиеся, которые занимаются в центре.
Перед тем как принять на работу сотрудника, Наталья Ивановна предупреждает, что у них как в передаче «Последний герой». Нечасто, но бывает, что педагоги в скорости увольняются. Не все обладают способностью одновременно в совершенстве владеть каким-либо искусством – ремеслом и с трепетом и любовью к детской душе так передать свое умение, чтобы ребенок достиг нужных результатов, не потерял интерес к занятиям.
Журавская уверена, что в их сфере надо быть человеком, знающим психологию, педагогику, владеть методикой преподавания, уметь сопереживать. Педагогу дополнительного образования важно сохранить детское доверие, поддержать желание ребенка общаться с ним как с другом и наставником.
– Иногда у меня спрашивают, кто по образованию может прийти в центр. Работают у нас выпускники педагогических вузов и ссузов, но они обязательно должны пройти курсы переподготовки «Педагог дополнительного образования». Взрослый человек с развитыми творческими способностями, возможно, инженер-технолог, программист, имеющий диплом о высшем образовании, чуткий, любящий детей и желающий передать свое умение детям, также пройдя курсовую переподготовку, может работать у нас, – говорит Журавская. – Уникальность центра в том, что мы предлагаем разнообразные направления деятельности (художественно-эстетическое, социально-педагогическое) для детей и молодежи от шести до 18 лет. Счастье наставника, когда он нашел только ему видимые струны детской души и позволил им зазвучать.
Педагоги центра творчества активно заявляют о себе в ставшем традиционным краевом профессиональном конкурсе работников системы дополнительного образования «Сердце отдаю детям!».
Победители становятся наставниками молодых специалистов, которые не отстают от старших товарищей и участвуют в новом для нашего региона конкурсе «Педагогический дебют».
Передавая свое профессиональное мастерство из поколения в поколение, специалисты приводят на работу выросших в объединениях центра детей. Так сложилась одна из добрых традиций – образование династий: Сенина-Солодовникова, Смирнова-Башкова. Есть еще более оригинальная традиция. Дети-учащиеся центра способствовали тому, что их родители поменяли профессию. Это педагоги: Холодных, Шмыгина, Кошелева, Розводовская.
В Год педагога и наставника сотрудники заложили Аллею памяти коллег. Саженцы мальвы предоставляет центру бывшая сотрудница и воспитанница Дома пионеров краевед Татьяна Васильевна Ковалева. Как говорит Наталья Журавская, новый учебный год обязательно подарит маленьким воспитанникам «Созвездия» новые знания и открытия.