Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Убийство, смертный приговор и самосуд. Почему в православном христианстве к ним разное отношение

Рубрика: О духовном
15:27, 26 Мая 2023

Неоднократно в обществе после насильственной гибели неповинных людей поднимались вопросы о возобновлении в стране высшей меры наказания. Другие призывают отдать преступников на самосуд семьям  погибших. Что о таких мерах наказания думают священнослужители, и почему в православии разное отношение к смертному приговору и самосуду, рассказал штатный священник храма Преподобного Сергия Радонежского Дионисий Хизуненко. 

– С точки зрения православного христианства, как расценивается убийство человека? У представителей других конфессий такое же отношение к убийству?

– Как в православии, так и в католицизме и протестантстве отношение к убийству одинаковое, потому что мы живем по одним заповедям, одна из которых гласит: «Не убий». Убийство другого человека ведет за собой потерю спасения души, если человек не покается, другими словами, попадет в ад. В двух других религиях, иудаизме и исламе, убийство человека также считается смертным грехом, потому что дать и отнять жизнь имеет право только Господь. Искупить грех возможно искренним раскаянием.

– Как церковь относится к смертной казни, если такой приговор вынес суд?

– Церковь никогда не протестовала против смертной казни, как и не поддерживала ее. Такой позиции придерживается, потому что лишение жизни человека быть оправдано не может, но так как мы живем в мире, где творится много зла, должны существовать и «рычаги» его предотвращения или наказания. Чтобы не получилось анархии, церковь убеждена, что прерогатива должна быть только у государства. Таким органом в государстве выступает суд, который выносит приговор подсудимому беспристрастно. Если бы подобную меру наказания ввели в стране, человека, который планирует убийство других лиц, это, возможно, могло бы остановить. Количество предумышленных преступлений, вероятно, сократилось бы тоже. Но высшая мера не застрахует от убийств в состоянии аффекта или когда действует маньяк.      

В нашей стране на смертную казнь наложен мораторий, но если представить, что ее вернут, то задачей церкви будет позаботиться о том, чтобы под приговор не попал невиновный человек. Подобные примеры, к сожалению, были в истории суда Советского Союза, когда разыскивали серийного убийцу Чикатило. По ошибке казнили несколько других мужчин. Об этом стоит помнить, за грехи одного человека не должны расплачиваться другие.

Высшая мера наказания была одобрена и в Ветхом завете на определенные группы преступлений. Например, в древности выносили смертный приговор убийцам, потерявшим человеческий облик. Это люди, которые даже не просят о прощении, потому что не раскаиваются в преступлении. К сожалению, в современном мире тоже есть такие, но все же больше тех, кто искренне раскаивается, совершив убийство. По опыту работы с заключенными, которых исповедовал в колониях, могу выделить три группы убийц: те, кто раскаивается в содеянном; те, кто признает свою вину, но не раскаивается; и те, кто гордится тем, что совершил преступление.

– Какое отношение церкви к самосуду? Почему его нельзя приравнивать к смертному приговору?

– Человек, решившийся на самосуд, становится на один уровень с убийцей, соответственно, совершает такой же смертный грех. Также самосуд порождает анархию, что тоже недопустимо. Думаю, каждому из нас знакомо чувство, когда обижают ближнего, хочется заступиться за него, но не «отплатить той же монетой», а «ударить посильнее». Ни при каких обстоятельствах подобное церковь одобрять не может. И даже к равной каре за обиду церковь относится негативно, потому что обиженный будет действовать на эмоциях, а наказание должно быть беспристрастным и исполненным уполномоченным на это государственным органом. По этой причине нельзя самосуд и высшую меру наказания ставить на одну ступень. Смертный приговор выносит суд – беспристрастный государственный орган, а самосуд – человек, переполненный гневом.

– В порыве гнева, когда несправедливо человека лишают жизни, люди желают убийцам смерти. Чем это грозит душе православного человека?

– Пожелание смерти другому человеку – это гнев. Гнев – грех. Это разрушающее душу чувство, соответственно, не поборов его в себе, человек идет к саморазрушению. Убеждать родственников погибшего простить убийцу – бессмысленно, потому что простить подобное сложно, а порой, невозможно. На погребениях говорю родственникам только о том, как правильно к этому относиться, и куда следует направить свои мысли и эмоции. Ни о каком прощении преступника, который убил их родственника, даже говорить не смею. Но желать смерти убийце все же не следует, потому что Бог все равно воздаст ему по заслугам.

Если говорить, в целом, о непрощении друг друга за проступки, то нужно понимать, что человек устроен таким образом, что постоянно ждет понимания и прощения от других людей и Бога, поэтому лишать прощения других не имеет права.

– Как относится церковь к тому, что некоторые СМИ и блогеры освещают горе? Где та грань между сочувствием и желанием привлечь к ситуации внимание общественности и человеческим любопытством?

– Люди, которых профессия обязывает подобные  ситуации освещать, должны быть этичны. Без сомнения, резонансные преступления освещать в прессе необходимо, чтобы привлечь к этому внимание общественности и государства с целью разобраться с этой проблемой. Можно привести много примеров, когда журналисты освещали ту или иную проблему, и государство корректировало, исходя из этой ситуации, закон. Но когда журналисты действуют с целью исключительно повысить рейтинги, подобное можно расценивать, как элементарную жажду утолить любопытство населения. Блогеры же, зачастую, снимают подобные материалы, чтобы повысить собственную популярность. Подобное недопустимо ни с духовной точки зрения, ни с моральной.

Что касается похорон, то их тоже можно освещать, но делать это, как делают ведущие, транслируя похороны известных личностей. Например, журналист рассказывает о причинах смерти, где люди могут попрощаться с усопшим, где его будут хоронить, а оператор снимает общим планом место прощания и погребения усопшего, и людей, пришедших проститься с ним. Не стоит снимать близких погибшего в минуты их горя, потому что в этот момент люди не контролируют свои эмоции, да и в целом, это интимная сфера. Профессионализм журналистов и блогеров не должен доходить до цинизма, крайности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Источником зла, что происходит в мире, является дьявол, но действует он руками человека. Так как дьявол не может завладеть душой человека без его согласия, то «творит» он все с его позволения, поэтому и расплачиваться за содеянное будет человек.

Дионисий Хизуненко

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика