Весь малый и средний бизнес страны оказался в сложном положении. Работать нельзя, платить зарплату и отдавать кредиты надо. Клиентов и заказов нет, а следственно и доходов. Как выжить семейному кафе в Усть-Лабинске? Об этом мы поговорили с руководителем и основателем кондитерской «Сладости и Радости» Юлией Садовниковой.
– Как долго Вы занимаетесь бизнесом и почему выбрали именно кондитерское направление?
– Как только окончила учебу в Кубанском государственном университете, а случилось это пятнадцать лет назад, сразу открыла ИП и стала работать. Сначала был просто магазин, в котором продавались чай и кофе на развес. Это было моей мечтой со школьной скамьи – строить и развивать собственный бизнес. Родители меня в этом всегда поддерживали, помогали и до сих пор оказывают помощь. Мама говорит, что первый тортик я испекла в семь лет. Я тогда просто взяла разные ингредиенты и смешала их. Испекла пирог, и, что самое интересное, он получился вкусным. Но все же высшее образование получила на экономическом факультете. Десять лет назад, когда у меня родилась дочка, я вернулась к своему кулинарному увлечению. Пекла торты на продажу. Они стали пользоваться спросом.
– Можно сказать, что ваш бизнес получил логическое развитие. Продавали чай-кофе, а к нему появились торты. Как получилось выйти на новый уровень развития?
– Для запуска производства взяла кредит, закупила необходимое оборудование и сырье, а, кроме того, сразу заказала Сертификаты качества продукции. Самостоятельно подбирала рецептуру, корректировала ее, работала над оформлением кондитерских изделий, и они стали пользоваться популярностью. По мере увеличения спроса поняла, что следует развивать производственные мощности. На начальном этапе взяла в аренду помещение. Сначала был цех площадью 12 квадратных метров, затем расширились до 70 квадратов. Но со временем пришла к выводу, что необходимо иметь собственные площади. Тогда открыли большое семейное кафе-кондитерскую «Сладости и Радости». Сегодня цех располагается на площади более 300 квадратных метров.
– Где черпаете вдохновение для кондитерского творчества? Как узнаете о современных тенденциях в этой сфере?
– Регулярно посещаю профильные семинары, учитываю модные веяния, беру свежие идеи, добавляю свою изюминку и получаю уникальный продукт. Абсолютно все торты придумала сама – бисквиты, начинки, прослойки. Даже если использую в качестве основы и точки отсчета готовый рецепт, корректирую его, адаптирую и совершенствую. Главный дегустатор кондитерского творчества – папа. Он первым снимает пробу и дает свое заключение. Можно смело говорить о том, что у кондитерской «Сладости и Радости» эксклюзивный и качественный продукт, приготовленный по оригинальной рецептуре.
– Название для кондитерской сами придумали?
– Да, оно пришло как-то само собой и полностью отражает наше стремление делать для людей сладости и приносить жителям нашего города как можно больше радости. Ведь, кроме того, что мы производим кондитерские изделия и выпечку, также занимаемся в кафе организацией семейных праздников и кулинарных мастер-классов для детей. Например, учили детей готовить пиццу или делать фигурки из мастики. Детям это интересно, кто-то даже говорит, что хочет стать кондитером. Мы стремились сделать именно семейное кафе, организовали детский уголок. Старались, чтобы кафе стало местом, где людям комфортно отдыхать.
– Отталкиваясь от своего опыта, что посоветуете тем предпринимателям, которые только ступили на этот непростой путь?
– Во-первых, чтобы начать и развивать бизнес, нужны немалые вложения. У меня это были кредиты. Без финансов никакого развития не будет. Во-вторых, надо много работать. Особенно это важно в начале пути. А большую часть заработанных средств необходимо вкладывать в дальнейшее развитие. Вместе с тем надо крайне рационально использовать финансовые ресурсы. Это очень важно, потому что если начнешь транжирить направо и налево, застрянешь и не сможешь идти дальше. В-третьих, необходимо брать под личный контроль как качество продукции, так и обслуживания. Каждый день работаю на производстве и слежу за процессом изнутри.
– Наверняка в городе есть конкуренты. Какова кондитерская конкурентная среда в Усть-Лабинске?
– У нас много изготовителей, кто печет в домашних условиях, это чуть ли не каждый десятый. Есть в городе и фирмы, занимающиеся производством кондитерских изделий. Но у каждого свой клиент. Спрос есть, и работы хватает. Конкуренция дает стимул к развитию. Мы на месте не сидим, у нас раз в месяц появляются новинки. Есть сезонные десерты. Развиваем кухню, планируем заняться полуфабрикатами.
– На протяжении всего периода предпринимательства Вы пользовались какой-то поддержкой государства?
– Всегда рассчитывала только на свои силы. Есть, конечно, федеральные или региональные программы по оказанию помощи предпринимателям, льготное кредитование малого бизнеса, но там столько бумажной работы, что не получится просто так прийти и сказать, что нужны деньги на развитие. Помочь может только банковский кредит, но там проценты, конечно, аховские. Поэтому бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы.
– В период ограничительных мер практически все представители малого и среднего бизнеса умоляют о поддержке со стороны государства. Вы солидарны с ними?
– В условиях кризиса и карантина малый бизнес оказался в плачевной ситуации. Говоря об этом, я нисколько не преувеличиваю. В такой ситуации государство должно более оперативно реагировать и поддерживать малый бизнес. У МСБ, как правило, нет финансовой подушки. А оставаясь без денег, даже невозможно помочь своему персоналу. И, например, звонишь в кредитную организацию, а мне отвечают, что заявка в порядке очереди может быть рассмотрена через 20 дней, когда нужно уже сейчас выплатить людям зарплату и срок кредита наступает через неделю. Хочется реальных перемен, чтобы государство обратило внимание на малый и средний бизнес.
– Откуда берете сырье?
– В основном закупаем местную продукцию. Но есть ингредиенты, к выбору которых надо относиться с особой тщательностью. Например, только бельгийский шоколад, и никакой другой, или английская фисташковая паста. Сырье поднимается в цене. В ущерб прибыли мы не поднимаем цены уже целый год. Но есть и отечественные производители, которые, например, делают качественную ягодную начинку. У наших фермеров берем молоко, делаем сыр и творог для приготовления выпечки. Все поставщики выбраны методом проб и ошибок. С одной стороны, экономить на качестве нельзя ни при каких условиях, с другой – необходимо выдерживать цены на уровне конкурентов, которые не всегда делают выбор в пользу качественного сырья.
– Каковы планы на будущее, ведь кризис рано или поздно завершится, есть ли мечта?
– В планах – выход на новые рынки, чтобы наши усть-лабинские торты знали в крае, чтобы были филиалы в Краснодаре, по району и по краю. Это мечта, и к ней я иду.