Пасха или Светлое Христово Воскресение - главный православный праздник. Традиции его празднования сохранились даже во время гонений на верующих. На Кубани к этому дню готовились: наводили порядок во дворах, прибирали жилье, пекли куличи и красили яйца. Саму Пасху встречали радостно и весело – ею завершался Великий пост.
«СН» попросила своих читателей рассказать о том, какие традиции празднования Светлого Христова Воскресения сохранились в их семьях и как сегодня они готовятся к этому важному для православных людей дню.
Анна Ливерко, руководитель кружка «Ладожские узоры» КДЦ, ст. Ладожская
– Самым интересным процессом при подготовке к Пасхе в нашей семье была покраска яиц. Еще в детстве с нетерпением ждала момента, когда мама позовет всех нас – четверых детей, из которых я была младшей, – к столу, чтобы помочь ей. Пищевые красители она не покупала, заменяя их натуральными. Например, делала отвар из луковой шелухи. Мы накладывали на яйца листочки петрушки, заворачивали в капроновые колготки и опускали в раствор. Получались красивые желтые и коричневые яйца с «рисунком». Отвар листьев тополя придавал желтый цвет, краснокочанной капусты – голубой и синий, дубовой коры – бронзово-коричневый. Чем дольше держали яйца в отваре, тем насыщеннее становился оттенок. Яиц готовили всегда много – до 100 штук. Когда начиналась пасхальная неделя, мы не просто выбирали самые красивые из них, но и выносили «крашенки» во двор, где устраивали с ними игры-«стукалки».
Сегодня времени на приготовление натуральных красителей не хватает, и я использую искусственные. Зато на занятиях в кружке прикладного творчества учу ребят расписывать гуашью яйца-писанки, делать «крапанки» с пятнами, полосками и крапинками, украшать лентами, бисером.
Александр Сычев, атаман Некрасовского станичного казачьего общества
– Главным в ожидании Пасхи в нашей семье был Великий пост. Соблюдали его строго. Прабабушки Екатерина и Пелагея – обе потомственные казачки – точно знали, когда и в какие дни согласно православному календарю нужно ставить на стол исключительно постные блюда, а когда можно разнообразить меню, к примеру, рыбой. Но даже скромная постная пища, приготовленная бабушкой в русской печи, казалась необычайно вкусной. Обычно на стол подавали кашу, сдобренную растительным маслом, отварную картошку, салаты и соленья. С постного дрожжевого теста на воде пекли пышки, пирожки с сухофруктами, которые для ребятни были лучшим лакомством. Вместе со взрослыми мы, дети, ходили на службу в храм. Избежать поста было невозможно – ведь ничего другого, кроме постных блюд на столе просто не появлялось. Да и вопросов по этому поводу как-то не возникало. Даже самые маленькие принимали пост как нечто само собой разумеющееся и относились к его соблюдению с уважением. К сожалению, нынешнюю молодежь сложно приучить к этим традициям.
Ирина Мунтаньон, преподаватель истории школы № 6, г. Усть-Лабинск
– В моем детстве, пришедшемся на 1980-е годы, многие педагоги советской закалки относились к школьникам, посещающим храм, с порицанием. Поэтому на церковную службу даже в канун Пасхи мы с братом и мамой не ходили. Но бабушка была человеком верующим и от обычаев не отступала. В четверг она пекла куличи, я же любила ей помогать - взбивала ложкой белковую глазурь, смазывала выпечку и присыпала цветной посыпкой.
В ночь перед Воскресением Христовым бабушка брала большую корзину и клала туда куличи, крашеные яйца, кусочек сала с мясной прослойкой и отправлялась в храм. А после службы, примерно в пять утра, приходила к нам домой. К этому времени мы накрывали праздничный стол, на который ставили зажаренного в духовке цыпленка табака, вареную картошку, оливье, жареную рыбу. Все это мама готовила еще с вечера.
Освященные в храме продукты нарезались и раскладывались по тарелкам. Вначале нужно было съесть кусочек кулича и яйцо, а потом уже отведать всего остального. Процедуре разговения придавался особый смысл. Мы радовались и христославили друг друга, а на следующий день отправлялись в гости, чтобы поздравить и угостить родственников.
Рецепт тех самых бабушкиных куличей сохранить не удалось, но сейчас похожую сдобу печем вместе со свекровью.
Людмила Пономарева, учитель русского языка школы № 11, ст.Кирпильская
– Приближающаяся Пасха для меня с детства связана с запахом чистоты. Мы жили большой семьей вместе с бабушкой, и именно она привила всем нам любовь к порядку. Его наведением в доме и во дворе занимались все от мала до велика. За порядком в доме следила мама. А мы, дети, помогали ей: мыли окна, полы, вешали выстиранные мамой занавески. Каждый из нас хотел, чтобы ему поручили самое сложное дело. Очень хотелось быть полезными и работать наравне со взрослыми.
Работы хватало и во дворе – подбеливали деревья в саду и за двором. Помню, что на улице росли вишни и желтая алыча. Гостей на Пасху было всегда много. Поэтому старались не ударить в грязь лицом. Мама из большой семьи: брат ее погиб в 1944 году, а многочисленные сестры всегда собирались у нас на Пасху.
Все время, пока бабушка была жива, а прожила она 100 лет, мы без напоминаний дружно наводили порядок дома и на участке. А сейчас делаем это в том числе и в ее память.
Валентина Резникова, пенсионерка, г. Усть-Лабинск
– Мне очень нравилось в детстве и юности слушать рассказы бабушки о своем житье-бытье. Особенно интересными были те, что связаны с Пасхой. Подготовка к Воскресению Христову в ее доме начиналась на Страстной неделе. До четверга женщины спешили управиться с уборкой, а ранним утром в Чистый четверг по традиции ходили в баню. До рассвета солнца надо было смыть с себя всю телесную и душевную грязь. Возвратившись из бани, тело омывали специально приготовленным раствором. С вечера среды брали веточки вербы, хранившиеся в доме с Вербного воскресенья, запаривали их в чугунке с горячей водой и обливались ею. Первым делал это самый старший член семьи. Воду из таза, где мылись вербным отваром, нельзя было выливать под ноги, ее аккуратно сливали в укромное местечко во дворе. Считалось, что после такого «душа» все хвори отступают. Верить или нет в силу отвара – дело каждого. Главное про чистоту души не забывать.