Первого ноября 1989 года были сданы в эксплуатацию последние 54 километра дороги на Северомуйском хребте.
На службу в армию Арарата Авакова призвали в 1989 году. По распределению попал в железнодорожные войска. Был водителем грузовой машины, перевозил насыпь для железных дорог.
– Работать было сложно, – поделился Арарат. – Зимой температура опускалась до минус 45 градусов, но солдатское обмундирование грело хорошо, поэтому не мерзли. Иногда в перерывах грелись у костра.
Вспоминает день, когда им, солдатам, впервые выдали машины. По узким дорогам грузовикам было сложно разойтись.
– Съехал на обочину, другой водитель тоже. У моей машины потянуло колесо в кювет и другую машину тоже – оба перевернулись. Грузовики вытащили солдаты, а гравий остался там, – вспоминает мужчина.
Управлял Арарат КрАЗом. Рассказал, что кабины машин были деревянными, их утепляли солдатскими одеялами.
– Бывало, после зимы, когда замерзшая земля начинала оттаивать, грузовики проваливались в почву всеми колесами, тогда их вытягивали тракторами. Случалось и такое, кабину и кузов вытащат, а колеса остаются в земле, – рассказывает станичник.
Когда до дембеля оставалось немного, Арарата назначили развозить солдатам обед на строительные объекты. Трудились на железной дороге по 12 часов. Старался брать ребятам как можно больше еды, несмотря на то, что это было нарушением правил.
– От нашей бригады на объекте работало 20 человек, но подавал заявки в столовую обычно на 30-35 человек. Кормили хорошо, но я думал, пусть ребята лучше съедят больше, поэтому привозил дополнительные порции, – поделился мужчина. – Когда офицеры развозили еду, такого не было. Поэтому когда солдаты видели, что за рулем еду я, широко улыбались.
Арарат вернулся из армии в 1991 году. К тому времени его родители переехали из Баку на Кубань. Перебрался сюда и он.
– Горжусь тем, что был задействован в строительстве Байкало-Амурской магистрали, потому что это была всесоюзная стройка, куда приезжало много молодых людей, – добавил Арарат. – Для советского человека участие в таком масштабном строительстве было большим событием. Несмотря на сложности, воспоминания о службе и работе на БАМе остались светлыми.
Старший брат Арарата, Карен Аваков, тоже проходил срочную службу на БАМе. Получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Сейчас живет и трудится в Краснодаре.
У Арарата небольшое фотоателье. Год назад в помещении оборудовал место для плетения маскировочных костюмов для российских военнослужащих в зоне спецоперации. Необходимое оборудование и материал станичнику предоставили активисты местной волонтерской группы «Армейская кухня».
– Готовые масккостюмы передаю участникам «Армейской кухни», а они организовывают их доставку нашим бойцам. Помогаю, чем могу, – добавил Арарат Аваков.