По профессии Валентина Дмитриевна учитель, ее педагогический стаж более 40 лет. Работает социальным педагогом в городской школе № 6. Вместе с мужем Евгением она воспитала 17 девчонок и мальчишек, из которых 14 – приемные. Будучи председателем районного Союза приемных семей, 65-летняя устьлабинка помогает советом и делом другим родителям. О личном опыте и семейных буднях многодетная мама рассказала корреспондентам «СН».
– Валентина Дмитриевна, что повлияло на решение стать педагогом?
– Примером были мои учителя. После окончания десятилетки поехала поступать в Армавирский педагогический институт. Но не повезло – не хватило одного балла. Не стала отчаиваться и сдала экзамены в следующем году. Получила диплом и связала жизнь с детьми.
– В прошлом году был 45-летний юбилей семейной жизни. Планировали ли с мужем стать многодетными родителями?
– О детях, конечно, говорили, но сколько их будет, не обсуждали. У родителей мужа их было трое, в нашей семье двое – я и брат. Мы с Женей жили по соседству. Вместе ходили на танцы, вечером провожал домой. А когда вернулся из армии, то встретились и поняли, что мы две половинки. Поженились 27 октября 1979 года. Играли пышную свадьбу три дня. Вначале жили у свекрови, а потом построили дом.
Несколько лет у нас не было детей, а потом почти подряд родилось трое: дочь Анастасия – в 1983-м, сыновья Алексей (1984-й) и Дмитрий (1986-й).
– Почему решили взять приемного ребенка?
– Большую роль сыграла работа социальным педагогом. Постоянно общалась с трудными детьми, неблагополучными семьями. Часто родители бывали пьяными, и в такие моменты приходилось забирать учеников к себе домой, оставлять их ночевать. Так я была спокойна, что ребенок ночью никуда не убежит, и с ним не случится ничего плохого. Переживала за каждого, понимая, что дети в таких семьях, по сути, никому не нужны.
Однажды на совещании социальных педагогов бывший директор Усть-Лабинского социально-реабилитационного центра Вера Даниловна Баранченко предложила такую систему устройства детей, как «Семейно-воспитательная группа». Это когда дети официально числятся в центре, но живут в семье. Сколько времени он находится в центре, столько он может быть в семье. Я решила попробовать.
– Первых детей взяли в 2009 году. Как развивались события?
– Это были два брата – шестилетний Дима и 15-летний Артем. В сентябре младший пошел в школу. А через восемь месяцев (маму на тот момент лишили родительских прав) встал вопрос, оформлять его в детский дом либо оставлять в семье. Конечно, оставили. Даже не думали о том, чтобы с ним расстаться – привыкли друг к другу. Оформили статус «Приемная семья».
Особых сложностей с мальчишками не возникало. Они быстро усвоили распорядок и правила в семье. Дима влился безболезненн. С Артемом было немного труднее - подростковый возраст. Но все равно он четко понимал, что нужно придерживаться определенных устоев. Родные дети к тому времени уже получили образование, работали, имели свои семьи. Поэтому противостояния с их стороны не было. Они и сейчас относятся ко всем приемным детям с теплотой.
– Как Вас называют приемные дети?
– Для большинства из них я мама. Остаюсь ею даже для тех, кому сейчас уже по 28 – 30 лет. Конечно, никогда с мужем не препятствовали встрече с родными родителями. Но, к сожалению, их визиты крайне редки. Думаю, они даже рады тому, что сын или дочь «пристроены». Бывает, придет новый ребенок в семью. После этого мама навестит его пару раз за полгода, а потом и вовсе исчезнет. А вот дети за родителями скучают. На это больно смотреть. Например, вскоре после первых ребят взяли в семью еще двух братьев, на них уже были готовы документы в детский дом. Стало у нас четверо мальчишек. 13-летний Дима был с непростым характером. Маму лишили родительских прав, и он надеялся, что его заберет папа. Однако тот отказался. Для мальчика это стало ударом. Всем своим поведением он выражал протест. Но считаю 13 лет возрастом, когда ребенок еще может измениться. Так и произошло. Дмитрий окончил техникум, служит в зоне СВО. Недавно приезжал в отпуск.
– Ревнуют ли Вас к новеньким?
– Да, иногда приходится с этим сталкиваться. Допустим, мне предложили детей из одной кирпильской семьи – мальчик шести лет и его сестры 10 и 13 лет. Ребятам требовалось лечение, поездки в санаторий и, естественно, больше внимания. Мои остальные мальчишки, конечно, это воспринимали болезненно. Считали, что у них больше прав, если они появились в доме раньше. Но потом все наладилось.
– В вашей семье выросли 14 детей. Поддерживаете отношения?
– Конечно. Все они уже взрослые, но считают нас с мужем родителями. Получили специальности, работают. Одна девочка замужем, есть ребенок. Связь не теряем. Постоянно созваниваемся, приезжают в гости. Если что-то надо, помогаем.
– Бывают ли опасения при решении взять очередного ребенка?
– Они возникают каждый раз. Не знаешь, что получится в итоге, не пойдет ли он по стопам родителей. Но когда видишь, что ребенок вырос самостоятельным и все у него хорошо, то душа радуется. Значит, в этом и моя заслуга.
– Есть ли сейчас дети в вашей семье?
– Дом не пустует. Сейчас у нас четверо школьников и двое студентов. Младшие мальчики учатся в шестой школе, под моим присмотром. Только девятиклассница Аня – в первой. Не стала ее переводить, так как класс выпускной.
– Как выстраиваете обязанности по дому?
– Заставлять никого не требуется. Ребята сами подключаются. Девочки помогают приготовить еду и постирать. Любят печь блины. По субботам у нас дружная генеральная уборка. Когда тепло, хватает работы на улице – у нас много цветов. Мальчики вместе с мужем управляются по мужской части. Есть большой пруд с рыбками, который ребята сделали под его руководством еще 15 лет назад. Для детей с непростой судьбой и нарушенной психикой пруд словно терапия. Наблюдение за рыбками и кормление действует успокаивающе. Живем дружно. А если кто-то хулиганит, то другие могут подойти и отчитать: «Ты почему маму не слушаешь?»
– Что важнее всего в выстраивании отношений с приемными детьми?
– Мой главный инструмент – это, конечно, любовь. Бывает, что ребенок нашалил или «отличился» в школе. Начинаешь ругать, а он в ответ: «Мам, я тебя тоже люблю». Любишь всех детей, привязываешься к ним. И они отвечают взаимностью. Ведь живя в семье, где они были не нужны, первое время очень тяжело переживают и привыкают к нам.
– Подростки из неблагополучных семей часто склонны к побегам. У вас происходили такие случаи?
– Были две неприятные ситуации. Но это скорее не побеги, а необдуманные поступки. Например, один из мальчиков остался ночевать у друга. Нас не предупредил, а телефон выключил. Всю ночь его искали, а когда на следующий день нашли, он сильно удивился. Сказал, что не знал, что будем волноваться. Другой мальчик уехал в Новороссийск в день своего 15-летия. Оставил записку: «Не сердитесь, я хочу встретить день рождения с друзьями». Куда направился, не сообщил. Три дня были, как на иголках, искали. А он только раз ответил на звонок: «У меня все нормально, не переживайте». Когда вернулся, недоумевал: «Я же написал записку».
А одна из девочек, которая до этого находилась в другой приемной семье и часто уходила из дома, у нас ни разу так не поступила. Попала она к нам в 16 лет и через некоторое время призналась: «Мам, у тебя я почувствовала себя ребенком». В этом году она оканчивает техникум.
– Как удается все успевать?
– Чтобы полноценно заниматься воспитанием, вышла на пенсию и 13 лет была дома. Все ребята учились в шестой школе, поэтому и я все равно продолжала приходить сюда, как на работу – на все собрания и мероприятия. А с января этого года снова стала социальным педагогом. Так и за детьми присматривать проще. Работы, конечно, море. К каждому сложному ребенку надо найти подход.
– Когда возглавили районный Союз приемных семей?
– В 2015 году сменила предыдущего председателя Владимира Куксенко. У нас есть клуб многодетных и приемных семей. Обязанностей много. Кому-то нужно помочь, кого-то поддержать. Рассказываем об изменениях в законодательстве. Регулярно посещаем дискуссионные площадки и форумы, которые посвящены организации поддержки замещающих семей и проблеме защиты прав и интересов детей.
– Планируете продолжать воспитывать приемных детей?
– Да. Пока позволяет здоровье, и знаю, что могу окружить их домашним теплом. Ведь ребенок не виноват в ошибках родителей и кому-то нужно позаботиться о том, чтобы помочь сформировать его неокрепшую личность и дать дорогу в жизнь.
СПРАВКА
Валентина Лапшова окончила Армавирский педагогический институт по специальности «Учитель начальных классов». Работала в школе поселка Двубратского воспитателем в группе продленного дня, а потом около 15 лет – в четвертом детском саду. С 1997 по 2010 год – учитель географии и социальный педагог в школе № 6. С января 2025-го продолжила в ней работать соцпедагогом.