Накануне Дня учителя «СН» встретилась с одним из самых молодых директоров школ района Максимом Перевертайловым из ладожской СОШ № 20. Поговорили о меняющемся лице современной школы и учительском саморазвитии.
– Каков портрет учителя вашей школы?
– В нашей школе сложился оптимальный баланс кадров. Педагогический коллектив представлен и опытными учителями, у которых за плечами не один десяток лет работы, и педагогами, недавно пришедшими в школу. Такой тандем позволяет учиться друг у друга и соответствовать современным требованиям, предъявляемым государством и обществом. Не считаю, что учителя сельских школ, такой как наша, чем-то принципиально отличаются от городских коллег. Успел поработать и в учебных заведениях районного центра, и в глубинке. Грамотные высококвалифицированные педагоги востребованы везде, вне зависимости от места работы.
– Как учителю оставаться интересным для учеников?
– На этот вопрос однозначного ответа нет. Я бы выделил два аспекта педагогической состоятельности: насколько удалось создать атмосферу взаимоуважения в классе и подготовиться к уроку, чтобы увлечь детей интересной информацией. Вопреки бытующему мнению о снижении престижа учительской профессии, вижу, каким авторитетом у учеников пользуются педагоги. Значит, и микроклимат, и образовательный процесс налажены, а педагоги не просто основательно готовятся к каждому уроку, но и находят подход к ученикам. Уверен, только когда пребывание в школе одинаково комфортно для всех, познавательный интерес школьников будет неуклонно расти.
Чтобы оставаться интересными для учеников, педагогам нужно чаще вспоминать себя в школьные годы и задаваться вопросом: «А когда мне было интересно на уроке?» Помню увлекательные уроки русского языка, литературы, истории, географии, биологии, химии. Учитель целый урок вкладывал в нас знания, материал подавался и воспринимался легко.
– Необходимо ли учителю повышать уровень знаний?
– Учителя обязаны проходить курсы повышения квалификации один раз в три года. Появляются современные методики преподавания и различные новшества, которые необходимо осваивать и внедрять. Если учитель действительно стремится к развитию, то никогда не упустит возможности для пополнения багажа знаний.
– Насколько педагоги открыты инновациям?
– Мы реализуем проекты «Агрошкола», ТРИЗ-педагогика, участвуем в конкурсе Юниорпрофи. Эти инновации помогают педагогам расти профессионально и, что самое главное, дают мощный стимул для формирования познавательного интереса у учеников.
– А в чем консерватизм современной школы?
– В сохранении традиций. У нас много лет существует майская церемония передачи знамени школы от нынешних выпускников будущим с произнесением клятвы.
Но о консерватизме в преподавании предметов говорить не приходится. Сегодня много новых форм и методик. Мне трудно рассуждать о преимуществах или недостатках современной школы в сравнении с советской – начинал учиться уже после распада Союза. Сегодня у нас новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», новые стандарты обучения, да и ученики совсем другие. И перед педагогами стоят иные вызовы времени, когда учитель должен быть в «цифре», учиться мыслить стратегически.
Когда говорят, что то или иное направление в деятельности школы отжило, не всегда согласен с таким утверждением. На смену пионерии пришла юнармия, добровольчество, столь популярное в советские годы, – это современное волонтерство. В современной школе много нового, но есть базисные традиции, от которых, думаю, нельзя отказываться.
– Каким должен быть учитель будущего?
– «Учитель будущего» – так называется один из новых проектов федерального уровня, который предполагает непрерывное развитие профессионального мастерства педагогов. И сегодня, и вчера педагоги должны непрерывно повышать свой уровень знаний, постоянно учиться, чтобы потом научить своих учеников. На мой взгляд, это и есть одна из основных сегодняшних компетенций педагога. Только собственным примером мы сможем мотивировать современного ученика на успех.
Роль молодых в педагогических профессиях, на мой взгляд, с каждым годом все больше растет.
Множество нововведений в образовании связано с новыми технологиями. Кому как не молодым и карты в руки. Ведь они в новых технологиях как рыба в воде. Они выросли в то время, когда эти технологии формировались, пользуются ими в повседневной жизни, говорят на том сленге, на котором общаются ученики. И здесь опытным и уважаемым педагогам трудно состязаться.
Вот в чем главная роль и задача молодого учителя, воспитателя – личный пример и вовлеченность в современную действительность. Они должны показать и детям, и родителям, что образование идет в ногу со временем, и, конечно, помогать педагогам старшего возраста не отставать. Опытные учителя передают свои наработки в педагогической деятельности, учат методике, решению проблем, заполнению документов, а молодые «поддерживают» опытных на современном уровне.
Какая молодежь в учительской профессии? К сожалению, не всегда грамотная, обученная, а порой неответственная и равнодушная. Это ужасно, что многие поступают на педагогические специальности от безысходности, а не по призванию. Но есть и другая молодежь. Активная, инициативная, желающая работать, любящая детей, зажигающая всех и вся своей энергией. Таких мало, но они есть, и они будут. Я в этом твердо уверена.
В районе много делается для поддержки молодых педагогов и пропаганде нашей специальности. Мы первые в крае стали проводить слет молодых педагогов «Территория 46». Ежегодно на него приезжают 35-40 молодых учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Они знакомятся, делятся опытом, общаются. Мероприятие на базе лагеря «Тополек» сплачивает, и многие удерживаются в профессии благодаря такому мощному старту.
Поздравляю всех работников образования с Днем учителя и Днем работников дошкольного образования. Удачи, мира и добра, здоровья и благополучия всем, кто выбрал делом жизни педагогику.
Наталья Тимонина, начальник управления образованием администрации района
Памяти воина-защитника
11:32 21.03.24